знают муки. Во многих областях Индии, Америки, Центральной и Южной Африки люди питаются плодами и добычей от охоты.
Может быть, скажут, что слово хлеб бог употребил в фигуральном смысле, имея в виду все виды пищи? Почему же все-таки наказание это не распространилось действительно на всех? Если трудящиеся работают, чтобы есть, если кто-нибудь живущий плодами своего труда видит себя искупающим вину Адама, то это вовсе не относится к богатым людям, наслаждающимся наследственными миллионами! А упитанные священнослужители? Эти если и потеют, то разве только от жира. Не труды по добыванию пищи заставляют их орошать своим потом хлеб насущный!
Стих 18 очень недружелюбен по отношению к человеческому роду. Кроме хлеба человек приговорен питаться только одною полевою травою, наравне с животными. Что даст ему земля? Тернии и волчцы, - грозит Библия. Бог прозевал, однако: несмотря на его гневный приказ, люди едят еще кое-что, кроме хлеба и травы. И почему бог молниями своими не разрушает рестораны, объявляющие мясные блюда в своих меню?
Но вот что произошло после произнесения приговора: И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих (Бытие глава 3, стих 20).
Этот милый муж доселе не позаботился дать имя своей подруге; он просто звал ее женой, как это видно из стиха 23 главы второй книги Бытие.
А теперь мы увидим, что бог не тотчас же изгнал Адама и Еву из земного рая, вопреки распространенному мнению. Сначала бог-отец, найдя слишком легкими их костюмы из фиговых листьев, сделался портным: И сделал господь бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (Бытие глава 3, стих 21).
Для изготовления этих одежд понадобилось избиение ни в чем не повинных животных; значит, первая скотобойня была освящена и открыта самим господом богом. Как же требовать после этого, чтобы наши предки не пожелали использовать в пищу мясо так быстро и неожиданно убитых и раздетых животных?
Плевать на вегетарианскую диету, - должны были они сказать друг другу.
А господь бог так и оставил бы Адама с Евой и жить и умирать в раю, если бы, встретив их через некоторое время одетыми, он не вспомнил о знаменитом дереве жизни, плодов которого мужчина и женщина так и не догадались поесть.
И сказал господь бог: вот, Адам стал как один из нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно (Бытие глава 3, стих 22).
Таков стих 22, о котором совсем умалчивают учебники священной истории. Итак, ясно: эти два болвана - Адам и Ева, коим плоды от дерева жизни не были запрещены, самым глупым образом пропустили их. А если бы мужчину и женщину осенила счастливая мысль поесть чудесных плодов, пока бог выкраивал для них одежды из звериных шкур, то-то бы они натянули нос своему строгому судье! Приговор не мог бы быть приведен в исполнение, и бог оказался бы бессильным.
Не правда ли, она довольно смешна, святая Библия: когда читаешь ее внимательно? Этот единый бог, который вдруг проговаривается существовании нескольких богов, конечно, болтает лишнее. Но, кроме того, он, всемогущий, беспомощно признает свою неспособность привести в исполнение им же вынесенный смертный приговор. Подумать только! Немножко присутствия духа, немного догадки, и Адам с Евой стали бы бессмертны, несмотря на бога и даже против его собственной воли.
И как же должен был, в конце концов, поздравлять себя старый бог, когда наконец вспомнил об этом проклятом дереве жизни. И выслал его господь бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Бытие глава 3, стихи 23-24).
Никаких сомнений, не правда ли? Это именно злосчастное дерево жизни больше всего занимало старого элохима. Ни в коем случае Адам и Ева не должны были к нему возвратиться. Но, в конце концов, что за дикая мысль была создавать это дерево? В самом деле, при способности знать будущее бог, конечно, никак не мог упустить из виду то обстоятельство, что один из наших отдаленных предков должен будет согрешить и что придется приговорить к смерти его и весь род людской. При этих обстоятельствах дерево жизни не могло быть для него ничем иным, как помехой. Не лучше ли было бы богу его вовсе не взращивать?
А этот херувим с горящим мечом у ворот сада Эдемского - это что еще за ерунда такая? Разве одним словом, одним усилием воли бог не мог сокрушить и уничтожить дерево жизни, отныне потерявшее