(1724-1804) - немецкий философ и учёный, родоначальник немецкой классической философии. В его труде Критика чистого разума (1.
Трансцендентальное учение об элементах. Гл. III. Секции 4-6) говорится о невозможности онтологического, космологического и физико-биологического доказательства существования Бога.
...доводы... Шопенгауэра... - Доказательство бытия Божия рассматривается А.Шопенгауэром в работе О четвёртом корне закона достаточного основания»
(гл.2 7,8; гл.4 20).
...нужно жить по-Божьи... трудиться, смиряться, терпеть и быть милостивым.
- Ориентацией на самосозидающие ценности народного сознания ознаменован весь творческий путь Толстого, начиная с повести Детство (1852), где, выявляя источник духовного самотворчества личности, писатель утверждает в высоком нравственном содержании людей труда (бескорыстная любовь, терпение, отсутствие страха смерти). Слова жизнь для души, по правде, по-Божьи»
мужика Фёдора раскрывают Левину (Анна Каренина, 1873-1877) главную особенность народного сознания: отсутствие расхождений между идеалом нравственности и практической этикой.
Смысл этот народ черпает... в легендах, пословицах, рассказах. - Факт зависимости нравственных воззрений народа от хранимого и чтимого им предания подчёркивается в черновиках Исповеди: Я понял, что верования народа питались и питаются двумя источниками: одним - чисто христианским, выраженным в излюбленных народом местах из Евангелия, переходящих из уст в уста иногда в внешне искажённом виде, в житиях подвижников и мучеников, в легендах, пословицах, рассказах и, главное, в самом предании жизни, примером подвигов жизни людей народа (ПСС. Т.23. С.508).
...наши русские богословские сочинения... софизма, находящегося в этом рассуждении. - В трактате Царство Божие внутри вас (1893) Толстой писал: Хомяков утверждает, что церковь есть собрание людей (всех без различия - клира и паствы), соединённых любовью, что только людям, соединённым любовью, открывается истина (Возлюбим друг друга да единомыслием и т.д.) и что таковая церковь есть церковь, во-первых, признающая Никейский символ, а во-вторых, та, которая после разделения церквей не признаёт папы и новых догматов. Но при таком определении церкви является ещё большее затруднение приравнять, как того хочет Хомяков, церковь, соединённую любовью, с церковью, признающею Никейский символ и правоту Фотия. Так что утверждение Хомякова о том, что эта соединённая любовью и, следовательно, святая церковь и есть самая, исповедуемая греческой иерархией церковь, ещё более произвольно, чем утверждение католиков и старых православных. Если допустить понятие церкви в том значении, которое даёт ему Хомяков, то есть как собрание людей, соединённых любовью и истиной, то всё, что может сказать всякий человек по отношению этого собрания, - это то, что весьма желательно быть членом такого собрания, если таковое существует, то есть быть в любви и истине; но нет никаких внешних признаков, по которым можно бы было себя или другого причислить к этому святому собранию или отвергнуть от него, так как никакое внешнее утверждение не может отвечать этому понятию (ПСС. Т.28.
С.46-47). См. также следующее примеч.
...в Никейском символе... выражение истины обязательным для единения. - Никейский (правильнее - Никео-Цареградский) Символ веры - сконцентрированное изложение христианского вероучения, принятое церковью на двух Вселенских соборах: первом - в Никее в 325 г. и втором - в Константинополе в 381 г.
Символ веры был включён Толстым в третью часть Азбуки (1872).
Комментируемый текст сопровождался в первой публикации Исповеди следующим редакционным примечанием: Совершенно основательно, что любовь никак не может сделать известное выражение истины обязательным для единения. Любовь именно и исключает обязательность; известное выражение истины принимается верою, по любви, следовательно в том и другом случае свободно и в этом смысле не обязательно. Символ веры никому себя не навязывает, а если принимается, то свободно: если же не свободно, то это уже не вера, и вместе не любовь. Кто отвергает Символ, тот добровольно исключает себя из союза и общения любви христианской (РМ. 1882. No 5. С.323).
...Возлюбим друг друга да единомыслием... ...и весь живот наш Христу-Богу предадим... - Толстой цитирует текст ектеньи, молитвенного прошения, возглашаемого священником или дьяконом во время богослужения.
Дальнейшие слова... не мог понять их. - Этот текст в первой публикации Исповеди сопровождается следующим редакционным примечанием: Автор крайне