психологии»
(Журнал министерства народного просвещения. 1878. No 5. С.31-35). В письме Н.Н.Страхову от 30 ноября 1875 г. Толстой писал: ...Сознание того, что моя жизнь не может быть шутка, то сознание, из которого Декарт пришёл к доказательству существования Бога, выразил убеждение в том, что не мог Бог подшутить над нами, это сознание воспротивилось во мне, как оно воспротивится и во всяком человеке в признании бессмысленности жизни разумного существа. Сознание это заставило меня усумниться в том, что я разумно понимал смысл жизни (ПСС. Т.62. С.227).
Брамины - жреческая и с древних пор первенствующая каста в Индии.
Ортодоксальное учение браминов ставит целью достижение конечной свободы и блаженства в зависимость от полного познания природы Божества, приобретаемого путём полного отвлечения ума от всего земного и сосредоточения его на размышлении о Божестве, что, в свою очередь, предполагает полное подавление всех чувственных стремлений путём умерщвления плоти.
...обличение вещей невидимых... - См.: Послание апостола Павла к евреям (11:1).
Магометанство - Магомет - устаревшая транскрипция имени Мухаммеда (570? - 632), основателя ислама (араб., букв. - покорность, предание себя воле (Бога)), одной из наиболее распространённых религий мира, почти не знающей стремления преодолеть или преобразить человеческую природу, направленной на упорядочение и освещение житейских данностей.
...к православным богословам нового оттенка... - Имеются в виду труды славянофилов А.С.Хомякова и Ю.Ф.Самарина. После знакомства с работой Ю.Ф.Самарина Два письма об основных истинах религии. По поводу сочинений Макса Мюллера: Введение в сравнительно изучение религий и Опыты по истории религий Толстой писал Н.Н.Страхову 17-18 мая 1876 г.: В ней хорошо доказательство, основанное на воздействии Бога на человека (хотя гегелиянское) и на важности, которую человек приписывает своей личности»
(ПСС. Т.62. С.276). О впечатлении, произведённом на него богословскими трудами А.С.Хомякова и Ю.Ф.Самарина, см. в трактатах Исследование догматического богословия (гл. XIII) и Царство Божие внутри вас (гл.
III).
...к так называемым новым христианам, исповедующим спасение верою в искупление - В 1874 г. в Петербурге неоднократно выступал с проповедями английский проповедник оправдания верой Гренвил Редсток. Отрицая значимость добрых дел для прощения грехов, он развивал идею о том, что грехи могут быть смыты лишь святою кровью, уже пролитой и очищающей всякого, кто принимает Христа как единого Спасителя и ходатая между Богом и человечеством. Толстой был знаком и состоял в 1876 г. в переписке с одним из последователей Редстока - гр. А.П.Бобринским, в 1871-1874 гг. - министром путей сообщения.
Сведения о лорде Редстоке сообщила Толстому и А.А.Толстая, фрейлина двора, в письме от 28 марта 1876 г., где отмечала, что проповедник природу человеческую вовсе не знает и даже не обращает на неё внимания (Переписка Л.Н.Толстого с гр. А.А.Толстой. СПб., 1911. С.267). В седьмой части Анны Карениной (гл. XXI-XXII) исповедующие спасение верою изображаются в комическом виде.
...люди более возлюбили тьму... не обличились дела его. - См. Евангелие от Иоанна (3: 19-20).
...вытекало не из моего хода мыслей... но оно вытекало из сердца. - Первые сомнения Толстого в пути мысли относятся ещё к середине 1850-х гг. В марте 1856 г. он записывает в дневнике: Главная моя ошибка в жизни состояла в том, что я позволял уму становиться на место чувства, и то, что совесть называла дурным, гибким умом, переводить на то, что совесть называла хорошим (ПСС. Т.47. С.68). В незавершённом философском наброске начала 1860-х гг. О характере мышления в молодости и в старости Толстой говорит о неизбежности встречи на пути мысли с непонятным, неразрешимым, необъятным (Там же. Т.7. С.12). А в наброске О религии (1865) всё это неразрешимое и непонятное (Там же. Т.17. С.374, 376, 379) ставит в прямую связь с главным вопросом человечества: Что я? Зачем я живу? Что будет после смерти? (Там же. Т.7. С.124). Путь мысли, ход мысли находит эстетическое осмысление в Войне и мире (Безухов, Болконский), в Анне Карениной (Левин). Чувство, вытекающее из сердца, Толстой называет в середине 1870-х гг. знанием сердечным, а десятилетием позднее главным началом постижения высшей формы нравственного называет разумение или разумное сознание, которое мыслится им как синтез знаний сердечного и разумного (Там же. Т.26. С.367; Т.27. С.535).
...я вполне был убеждён... (Кант доказал мне... что доказать этого нельзя)... - И.Кант