Лев Толстой

Исповедь

позднее - начальника Главного управления по делам печати. Толстой был оскорблён содержанием письма Лонгинова к Н.А.Некрасову, в котором выражалось сомнение в свободомыслии Толстого. Некрасов показал ему письмо, не прочтя его. Инцидент был улажен Некрасовым (см.: ПСС. Т.60. С.75-76). Второй раз на дуэль был вызван И.С.Тургенев после ссоры Толстого с ним в имении А.А.Фета (27 мая 1861 г.): на критическое замечание Толстого, связанное с воспитанием дочери Тургенева, реакция последнего была неадекватно несдержанной. Дуэль не состоялась (см.: Там же. С.391-395).

...проигрывал в карты... которого бы я не совершал... - Здесь и ниже - пристрастно-самокритичные оценки Толстым малейших отступлений от нравственного идеала. Аналогичное отношение к собственным слабостям на пути совершенствования зафиксировано в раннем дневнике писателя, где с целенаправленным вниманием к собственным отступлениям от идеала связывается результативность движения на пути самосовершенствования. Такое восприятие негативных сторон поступков совершенствующей себя личностью находилось в русле общемировой духовной традиции, Толстому известной (Руссо, Жан де Лабрюйер, В.Франклин, К.Цшокке и т.д.).

В это время... смысл моей жизни. - Это суждение во многом предваряет тот своеобразный обвинительный приговор нерезультативности (в максимальном смысле) воздействия культуры на нравственный мир человека, который был вынесен Толстым в трактате Что такое искусство? (1898). Размышляя о задачах искусства ещё до завершения повести Детство, Толстой отмечал в одном из философских набросков 1851 г.: Для чего пишут люди? Для того чтобы приобресть кто денег, а кто славы, а кто и то и другое; некоторые же говорят, что для того, чтобы учить добродетели людей ... Единственный способ, чтобы быть счастливым, есть добродетель, следовательно благоразумно только читать ... те книги, которые учат добродетели (ПСС. Т.1. С.246).

Первое опубликованное произведение Толстого - повесть Детство; она появилась в No 9 Современника за 1852 г.

Двадцати шести лет я приехал после войны в Петербург... - Толстой приехал в Петербург 19 ноября 1855 г., после Крымской войны, в возрасте двадцати семи лет.

...я стал замечать... друг против друга. - Имеются в виду, в частности, разногласия между революционно-демократическим крылом журнала Современник»

(Некрасов, Чернышевский) и так называемым бесценным триумвиратом, писателями В.П.Боткиным, А.В.Дружининым, П.В.Анненковым, сторонниками чистого искусства (см.: Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Кн. первая. 50-е годы.

Л., 1928. С.220-235).

...всё, что существует, то разумно. - Осмысление личностью этого философского положения (в истоках своих восходящего к Гегелю - см.

предисловие к Философии права, 1821) ложится в основание толстовской концепции жизнепониманий, получившей наиболее полное логическое освещение в трактате Царство Божие внутри вас (1893) и статье Религия и нравственность (1893). Признание этого положения, опора на него, объединяет, по мысли Толстого, два низших жизнепонимания - личное (или животное) и общественное (или языческое). Первое из них преследует цель удовлетворения воли отдельной личности, второе - воли избранной совокупности людей. Высшее (или божеское, всемирное) жизнепонимание покоится, по Толстому, на убеждении в неразумности и несовершенстве всего существующего и одновременном утверждении неизбежности движения от неразумности к разумности. Цель этого жизнепонимания - исполнение нравственного закона, вложенного в душу каждого человека. Двигатель жизни - бескорыстная любовь.

...до моей женитьбы. - До 23 сентября 1862 г., когда Толстой женился на Софье Андреевне Берс.

...я поехал за границу. - Первая заграничная поездка Толстого состоялась в 1857 г. Он выехал из Москвы 29 января и вернулся в Петербург 30 июля. Во время поездки посетил Францию, Швейцарию, Германию.

Только изредка... в наше время суеверия... - Наиболее ярко это возмущение чувства проявилось в этот период в рассказе Люцерн (1857).

...вид смертной казни... а я своим сердцем. - 25 марта (6 апреля) 1857 г.

в Париже Толстой присутствовал при гильотинировании убийцы. Вечером в толстовском дневнике появилась запись: Больной встал в 7 часов и поехал смотреть экзекуцию. Толстая, белая, здоровая шея и грудь. Целовал Евангелие и потом - смерть, что за бессмыслица! - Сильное и недаром прошедшее впечатление. Я не политический человек. Мораль и искусство. Я знаю, люблю и могу... Гильотина долго не давала спать и заставляла оглядываться (ПСС.

Т.47. С.121-122). О впечатлении,