муравей утешается тем, что на его ужине слон нарастит немного жира.
6. Любые дела, и злые, и добрые — они лучше, чем Хаос.
Серьезное основание, чтобы не вынимать шила из задницы. Главное — бегать и суетиться, при этом ни в коем случае не забывая, в какую сторону мы бежим. Одни бегут туда, другие сюда, а те, кто бегает туда-сюда, считаются свободными.
7. Любые дела, и злые, и добрые найдут свое место в Мире.
Нищий все возьмет. А муравью еще слона кормить... Главное, не перепутать блюда, а то у слона будет несварение. А несварение от перекорма не так страшно.
8. Если дела твои нужны Миру, они будут нужны и тебе.
Первое, впрочем, необязательно.
Впрочем, второе тоже.
9. Не бойся нарушить обязательства, что нужно Вантале — нужно Миру.
Если у тебя не было никакого оправдания, то и такое сойдет. Главное — вовремя сослаться на кого-то, кто никак не проживет без пожертвования высокой моралью.
10. Не бойся направить другого по ложному пути, ты ли знаешь, какой — истинный?
Главное — направить. Нет, главное — не знать. Нет, главное — если у бедняги хватило ума слушать такого человека, как ты, то Миру это, безусловно, не повредит.
11. Кое-чего тебе суждено достичь, только противясь судьбе.
При этом полезно четко знать судьбу и противиться усердно, стоять насмерть.
12. Возможно, течение приведет тебя совсем не туда, куда ты думаешь.
И если так случилось, то следует выругаться и решить, что поступать надо было наоборот.
13. Не бойся нарушить ход событий — укажи Миру слабое место!
У деликатного муравья припадок бесшабашности. Слон, конечно, сам виноват.
14. Если то, что ты делаешь, трудно тебе — посмотри, нуждаешься ли ты в этом.
Ну, допустим, посмотрел. Ну, допустим, нуждаюсь. А дальше-то что?
15. В следующий раз сделай или лучше, или по-другому.
Попробуй лучше сделать в точности так же. А еще занятно будет, если ты постараешься сделать хуже, чем обычно. Просто из чувства противоречия. Ведь должен же быть у человека выбор?
16. Если ты можешь сделать нечто случайно, почему бы тебе не сделать этого нарочно?
А и впрямь, почему? Может быть, потому, что неохота заниматься глупостями? Или из деликатности?
17. Поддерживай то, что нравится тебе, и препятствуй тому, что не нравится тебе, ибо у тебя нет другого выбора.
Ну, здесь надо возмутиться, выбор, мол, есть, и поступить по принципу назло теще глаз себе выколю.
18. То, что ты делаешь, делай молча.
Как же можно молча ругаться?
19. Не иди по течению, не иди против течения, иди поперек него, если хочешь достичь берега.
А если хочешь дойти туда, куда тебе надо, то в реку вообще входить необязательно.
20. Время от времени радуй кого-нибудь, хотя бы себя.
Но не часто, а то слипнется.
21. Если ты можешь исправить последствия своей ошибки — ты еще не ошибся.
Хорошему пророку эта инструкция — в самый раз.
Да и то, ни за какие деньги не купишь ушедшей минуты.
22. Есть ли цель в том, что ты делаешь? Принадлежит ли она тебе?
Задача: кого надо осудить, того ли, у кого цели нет, или того, кто не понимает принадлежности цели? А еще лучше того, у кого цель есть.
23. Если время, место, помощники или способ действия выбраны плохо или не тобой, не удивляйся, если что-то не получится.
Во всех остальных случаях удивляться необходимо.
24. Никакое твое дело не стоит благодарности.
А чего же оно стоит? Я, можно сказать, стараюсь, выбиваюсь из сил, и вдруг, оказывается...
ПУТЬ ВАНТАЛЫ
Если кто не понял — у Ванталы есть свой протоптанный путь, только по нему он и ходит.
25. Гармония — не цель, а средство, когда ты будешь знать, что делать с ней, ты найдешь ее.
И тогда встанет вопрос: и для какой цели мне нужно такое средство?
26. Истина не нужна тебе.
Хочется спорить? Ну ладно: она нужна тебе позарез. Что, опять хочется спорить? Ну, тогда сам думай.
27. Если смысл жизни и есть, он — вне ее и недоступен для живого.
Поиски смысла — самое плодотворное занятие.
Смысл жизни незаменим для приготовления любимой тобой манной каши.
28. Нет понятий Добро и Зло — ты не знаешь, что есть что.
Ну, раз ты не знаешь, тогда, конечно, ничего этого нет. Зато есть масса людей, которые твердо знают, и все их за это любят.
29. Нет понятий Правильно и Неправильно — ты не знаешь, что есть что.
Правильно.
30. Вся определенность сосредоточена в прошлом.
Считается ли вещь потерянной, если знаешь, где она лежит?
31. Вантала всем свой, Вантале все чужие.
Вопрос принадлежности ушел вместе с крепостным правом.
32. Вантала в ответе только за себя и только