как и во всем остальном, божественные силы соединяются с человеком, когда он стремится действовать в согласии с ними? Эта высшая форма молитвы из отдела Б переходит почти незаметно в отдел В, где молитва теряет свой просительный характер и превращается или в медитацию о Боге, или в поклонение Ему.
Глава XI. ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ
Исповедую едино крещение, во оставление грехов. Слова эти так легко слетают с уст молящихся в Христианских церквах всего мира, когда они повторяют столь знаменитый символ веры Апостольский или Никейского Собора. Среди изречений Иисуса часто встречаются слова: прощаются тебе грехи твои; следует при этом отметить, что слова эти сопровождаются постоянно проявлением Его целительной силы, показывая этим, что освобождение от физического и нравственного недуга совершается одновременно. Так, в одном случае Он заявил, что исцеление параличного является знаком, который дает Ему право объявить исцеленному, что грехи его прощены*1. И также сказано об одной женщине: Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много*2. В гностическом трактате Pistis Sophia самая цель Мистерий определяется как отпущение грехов. Будь они грешники, будь они во всех грехах и беззакониях мира, о каких я говорил с вами, и все же, если они обратятся и покаются, и совершат отречение, которое я описал вам, дайте им мистерии Царства света; не скрывайте их от них. Греха ради принес я эти мистерии в Мир для отпущения всех грехов, совершенных ими от самого начала. Почему я и сказал вам спервоначала: Я пришел не для того, чтобы призвать праведных. Следовательно, принес я Мистерии, чтобы грехи всех людей были отпущены и все были введены в Царство Света. Ибо эти мистерии — дар первой мистерии уничтожения грехов и беззакония всех грешников.*3 В этих мистериях прощение грехов дается актом крещения, как это подтверждается Никейским Символом Веры. Иисус говорит: Внимайте снова, дабы мог я сказать вам слово истины, какого рода есть мистерия крещения, которая отпускает грехи... Когда человек получает мистерии крещения, эти мистерии становятся могучим огнем, чрезвычайно сильным, мудрым, который сжигает все грехи; они вступают потаенно в душу и пожирают все грехи, которые духовный обманщик внедрил в нее. И после описания процесса очищения Иисус прибавляет: Вот каким образом мистерии крещения отпускают грехи и всякое беззаконие.*4 В той или иной форме отпущение грехов является если не во всех, то в большинстве религий; и каждый раз, когда мы имеем подобное единство убеждения, можно быть уверенным, что в основе его находится реальный факт. Более того, в самой природе человека мы находим отклик на верование, что грехи прощаются; мы знаем, что люди страдают от сознания дурного поступка и что когда они кончают свои расчеты с прошлым и освобождаются от гнетущих цепей угрызения совести, они возобновляют свой жизненный путь с облегченным сердцем, с просветленной душой, которая до того была в тоске и мраке. Они чувствуют себя так, как будто тяжесть спала с их плеч. Чувство греха исчезло, а вместе с ним и грызущее мучение. Им знакома весна души, слово могущества, которое способно все обновлять. Гимн благодарности изливается из переполненного сердца и Ангелы радуются на возродившегося человека. Это переживание, довольно обычное, вызывает недоумение, когда лицо, испытавшее его или заметившее его в другом, начинает спрашивать себя: что же именно случилось, что принесло с собой так ярко проявленную перемену сознания? Современные мыслители, убежденные в неизменности законов, на которых основаны все феномены, и изучившие действие этих законов, склонны отвергать все теории отпущения грехов как несовместимые с основной, признанной ими истиной; признать эти теории для них так же трудно, как для ученого, проникнутого сознанием нерушимости законов природы, согласиться с теорией, которая противоречит их убеждению. И тот и другой правы, когда основываются на непреложном действии закона, ибо закон выражает Божественную Природу, в которой нет ни перемены, ни тени колебания. Поэтому верное понимание отпущения грехов должно прежде всего не стоять в противоречии с этой основной истиной, одинаково необходимой как для человеческой этики, так и для физической науки. Все на земле потеряло бы почву под собой, если бы мы не могли чувствовать себя в безопасности под защитой непреходящего Благого Закона. Но, продолжая наше исследование, нас начинает поражать тот факт, что те самые Учителя, которые наиболее настойчиво утверждают неизменное действие закона, в то же время с величайшей энергиейЭзотерическое христианство, страница 1Эзотерическое христианство, страница 2Эзотерическое христианство, страница 3Эзотерическое христианство, страница 4Эзотерическое христианство, страница 5Эзотерическое христианство, страница 6Эзотерическое христианство, страница 7Эзотерическое христианство, страница 8Эзотерическое христианство, страница 9Эзотерическое христианство, страница 10Эзотерическое христианство, страница 11Эзотерическое христианство, страница 12Эзотерическое христианство, страница 13Эзотерическое христианство, страница 14Эзотерическое христианство, страница 15Эзотерическое христианство, страница 16Эзотерическое христианство, страница 17Эзотерическое христианство, страница 18Эзотерическое христианство, страница 19Эзотерическое христианство, страница 20Эзотерическое христианство, страница 21Эзотерическое христианство, страница 22Эзотерическое христианство, страница 23Эзотерическое христианство, страница 24Эзотерическое христианство, страница 25Эзотерическое христианство, страница 26Эзотерическое христианство, страница 27Эзотерическое христианство, страница 28Эзотерическое христианство, страница 29Эзотерическое христианство, страница 30Эзотерическое христианство, страница 31Эзотерическое христианство, страница 32Эзотерическое христианство, страница 33Эзотерическое христианство, страница 34Эзотерическое христианство, страница 35Эзотерическое христианство, страница 36Эзотерическое христианство, страница 37Эзотерическое христианство, страница 38Эзотерическое христианство, страница 39Эзотерическое христианство, страница 40Эзотерическое христианство, страница 41Эзотерическое христианство, страница 42Эзотерическое христианство, страница 43Эзотерическое христианство, страница 44Эзотерическое христианство, страница 45Эзотерическое христианство, страница 46Эзотерическое христианство, страница 47Эзотерическое христианство, страница 48Эзотерическое христианство, страница 49Эзотерическое христианство, страница 50Эзотерическое христианство, страница 51Эзотерическое христианство, страница 52Эзотерическое христианство, страница 53Эзотерическое христианство, страница 54Эзотерическое христианство, страница 55Эзотерическое христианство, страница 56Эзотерическое христианство, страница 57Эзотерическое христианство, страница 58Эзотерическое христианство, страница 59Эзотерическое христианство, страница 60Эзотерическое христианство, страница 61Эзотерическое христианство, страница 62Эзотерическое христианство, страница 63Эзотерическое христианство, страница 64Эзотерическое христианство, страница 65Эзотерическое христианство, страница 66Эзотерическое христианство, страница 67Эзотерическое христианство, страница 68Эзотерическое христианство, страница 69Эзотерическое христианство, страница 70Эзотерическое христианство, страница 71Эзотерическое христианство, страница 72Эзотерическое христианство, страница 73Эзотерическое христианство, страница 74Эзотерическое христианство, страница 75Эзотерическое христианство, страница 76Эзотерическое христианство, страница 77Эзотерическое христианство, страница 78Эзотерическое христианство, страница 79Эзотерическое христианство, страница 80Эзотерическое христианство, страница 81Эзотерическое христианство, страница 82Эзотерическое христианство, страница 83Эзотерическое христианство, страница 84Эзотерическое христианство, страница 85Эзотерическое христианство, страница 86Эзотерическое христианство, страница 87Эзотерическое христианство, страница 88