Ани Безант

Эзотерическое христианство

божественным Духом, тем умом Христовым, о котором говорит апостол*5, и этот внутренний свет изливается на наш низший разум.

Это есть путь Божественной Мудрости, истинной Теософии. Теософия не есть, как некоторые думают, слабая версия Индуизма или Буддизма, или Даосизма, или иной определенной религии; она есть Эзотерическое Христианство, как есть и Эзотерический Буддизм, и принадлежит она одинаково каждой религии, исключительно же — ни одной. В ней источник указаний, которые даются в этой книге для помощи тем, кто ищет Свет, — тот истинный свет, который просвещает каждого человека, приходящего в мир*6 , хотя бы у большинства еще и не раскрылись глаза, чтобы видеть его. Теософия не приносит Свет, она лишь говорит: откройте глаза, и смотрите — вот Свет!. Ибо так слышали мы. Теософия призывает лишь тех, которые жаждут получить более того, что могут дать им внешние учения. Для тех, кто вполне удовлетворяется внешними учениями, она не предназначена, ибо зачем насильно предлагать хлеб не голодному? Для тех же, кто голоден, да будет она хлебом, а не камнем.

Глава I. СОКРОВЕННАЯ СТОРОНА РЕЛИГИЙ

Многие, может быть, большинство, прочитав заглавие этой книги, отнесутся к ней отрицательно, и будут оспаривать существование какого бы то ни было учения, заслуживающего названия Сокровенного Христианства. Существует широко распространенная уверенность, что в связи с Христианством совсем не имеется того, что можно назвать оккультным учением и что Мистерии, как Малые, так и Великие, были чисто языческим учреждением. Самое название Мистерии Иисуса, которое было так дорого для христиан первых веков, не вызвало бы ничего, кроме изумления среди современных христиан; если же заговорить о Мистериях как об определенном учреждении древней Церкви, скорей всего можно вызвать лишь улыбку недоверия. Более того, для христиан является предметом гордости, что в их религии нет никаких тайн, что все, что христианство имеет сказать, оно говорит всем, что все, чему оно учит, предназначено для всех без исключения. Предполагается, что его истины так просты, что самый обыкновенный человек, будь он даже малоумный, не может заблуждаться в них, и простота Евангелия сделалась ходячей фразой. Ввиду этого особенно важно доказать, что Христианство в своем раннем периоде ничуть не отставало от других великих религий, которые все обладали сокровенными учениями, доказать, что и оно обладало своими Мистериями и охраняло их как бесценное сокровище, тайны, раскрывавшиеся только для немногих избранных, которые участвовали в Мистериях. Но прежде чем приступить к таким доказательствам, следует рассмотреть вопрос о сокровенной стороне религии вообще, и отдать себе отчет, устойчивость; если мы выясним этот вопрос, все последующие ссылки на Отцов Церкви, доказывающие существование сокровенной стороны в Христианстве, покажутся естественными и перестанут вызывать недоумение. Как исторический факт, существование эзотеризма в древнем Христианстве может быть доказано, но оно может быть подтверждено и внутренней необходимостью. Первый вопрос, на который нужно ответить, следующий: какова цель ми, чем те народы, для которых они назначаются, и цель их — ускорить человеческую эволюцию. Чтобы успешно достигнуть этой цели, религиозные истины должны достигать до сознания всех отдельных людей и влиять на это сознание. Но мы прекрасно знаем, что не все люди стоят на одном и том же уровне развития; мы знаем, что эволюцию можно изобразить как постепенный подъем, на каждой точке которого находятся различные люди. Наиболее развитые стоят гораздо выше, чем менее развитые, как в смысле ума, так и в смысле характера; и способность понимать и правильно действовать меняется на каждой восходящей ступени. Поэтому совершенно бесполезно давать всем одно и то же религиозное учение: то, которое поможет интеллектуально развитому человеку, останется совершенно непонятным для человека первобытного, а то, что способно поднять святого до экстаза, оставит преступника вполне равнодушным. С другой стороны, если учение способно оказать благое влияние на человека неинтеллигентного, оно покажется младенческим для философа, и то, что несет в себе спасение для преступника, окажется совершенно бесполезным для святого. А между тем, все люди нуждаются в религии, для всех необходим идеал, к которому можно было бы стремиться, и ни одна из ступеней развития не должна быть пожертвована ради другой. Религия должна быть так же постепенна, как и эволюция, иначе она не будет достигать своей цели. Затем возникает вопрос: каким образом