достигнуть состояния Христа. Апостол пламенно стремился, чтобы последователи его достигли того же, чего достиг он: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос*40. Он же был их духовным отцом, ибо — говорит он — я родил вас во Христе Иисусе благовествованием*41. А теперь он снова является родителем, как бы матерью, для вторичного духовного рождения их. И тогда младенец Христос — Святое Дитя — рождался в душе, сокровенный сердца человек*42. Посвященный становился таким образом Малым Дитятей, и с этих пор он должен был пережить своим собственным внутренним опытом всю жизнь Христа, пока не сделается совершенным человеком, выросшим в меру полного возраста Христова*43. После этого он, по примеру Апостола Павла, переживал страдания Христа во плоти своей*44, и всегда носил в теле мертвость Господа Иисуса*45, чтобы он мог сказать: Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос*46. Таким образом страдал сам Апостол: так он описывает себя. А когда борьба закончилась, какая разница в этом спокойном тоне победы по сравнению с напряженными усилиями прежних лет! Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды*47... Это был венец, даваемый тому, кто превозмог, о ком сказано вознесшимся Христом: Побеждающего сделаю столпом в храме Бога моего, и он уже не выйдет вон*48. Ибо после Воскресения Посвященный становился Совершенным Человеком, Учителем и Он не выходит более из Храма, но оттуда служит и руководит мирами. Прежде чем закончить эту главу, будет уместно сказать, что сам Ап. Павел одобряет применение мистического учения к объяснению исторических случаев, рассказанных в св. Писаниях. Записанная в них история рассматривается им как простое изложение фактов, происшедших в физическом мире. Как истинный мистик, он видел в физических событиях отражение вселенских истин, раскрывающихся непрестанно в высших и внутренних мирах; он знал, что события, сохраненные в оккультных писаниях, были наиболее типичны, и объяснение их могло послужить для просвещения людей. Так, передавая историю Авраама, Сарры, Агари и Исаака, и говоря, что все это представляет собою иносказание, он начинает давать их мистическое толкование*49. Упоминая о бегстве Израильтян из Египта, он говорит о Красном море как о крещении, о манне и о воде — как о духовной еде и питье, о скале, из которой истекла вода, как о Христе*50. Он видит великую Мистерию союза Христа с его Церковью в человеческой связи между мужем и женою и говорит о христианах. как от плоти и от костей тела Христова*51. В послании к Евреям Апостол изображает всю систему богослужения Евреев аллегорически. В Храме он видит копию с небесного Храма, в Первосвященнике — Христа, в жертвоприношении — приношение беспорочного Сына; священники Храма — лишь примеры и тени небесных вещей, божественного Священства, совершающего богослужение в истинной скинии. Тщательно разработанной аллегорией являются главы IIIX Послания к Евреям, где Апостол доказывает, что Св. Дух означает более глубокий смысл; что все это образ настоящего времени*52. При таком толковании священных Писаний вовсе не следует, что рассказанных событий совсем не было, но только то, что их физическое осуществление — дело второстепенное. Такие толкования снимают покров с Малых Мистерий, и делают мистические учения доступными для всех. Это не простая игра воображения, как думают многие, это — результат истинной интуиции, видящей прообразы в небесах, а не только те тени, которые они отбрасывают на экран земных времен.
Глава III. СОКРОВЕННАЯ СТОРОНА ХРИСТИАНСТВА
II. Свидетельство Церкви
Если даже и будет признано, что Апостолы и их непосредственные преемники обладали более глубоким духовным знанием, чем массы современных им последователей Христа, то признание следующей ступени, Мистерий Христианской Церкви первых веков, как хранительницы священного знания Апостолов, будет уже гораздо затруднительнее для христиан наших дней. А между тем, известно, что Ап. Павел заботился о передаче не записанных учений и сам посвятил Св. Тимофея, требуя от него, чтобы и он в свою очередь посвящал других, которые со своей стороны будут передавать это учение другим. Таким образом, мы видим наличность четырех последовательных поколений учителей, о которых говорится в священных Писаниях, и современников писателей Церкви первых веков, которые свидетельствуют о существовании Мистерий. Между ними встречаются и ученики