АННИ БЕЗАНТ
ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО
(или малые мистерии)
Перевод с английского Е. Писаревой
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 2
Глава I. СОКРОВЕННАЯ СТОРОНА РЕЛИГИЙ 4
Глава II. СОКРОВЕННАЯ СТОРОНА ХРИСТИАНСТВА 13
Глава III. СОКРОВЕННАЯ СТОРОНА ХРИСТИАНСТВА 21
Глава IV. ИСТОРИЧЕСКИЙ ХРИСТОС 34
Глава V. МИФИЧЕСКИЙ ХРИСТОС 41
Глава VI. МИСТИЧЕСКИЙ ХРИСТОС 48
Глава VII. ИСКУПЛЕНИЕ 54
Глава VIII. ВОСКРЕСЕНИЕ И ВОЗНЕСЕНИЕ 64
Глава IX. СВЯТАЯ ТРОИЦА 70
Глава X. МОЛИТВА 76
Глава XI. ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ 81
Глава XII. СВ. ТАИНСТВА 87
Глава XIII. СВ. ТАИНСТВА (Продолжение) 93
Глава XIV. ОТКРОВЕНИЕ 99
ПОСЛЕСЛОВИЕ 104
ПРИМЕЧАНИЯ 105
Продолжая рассмотрение мистерий познания, мы останемся верными достойному и чтимому правилу традиции, начав с происхождения вселенной, установив те главные черты физического исследования, которые необходимо предпослать, и, устраняя все, что может послужить препятствием на нашем пути; так чтобы ухо приготовилось к восприятию традиции Гнозиса, и почва была бы расчищена от сорных трав, став пригодной для насаждения виноградника; ибо столкновение предшествует столкновению, и мистерии предшествуют мистериям.
Св. Климент Александрийский Да будет этот образец достаточен для тех, кто имеет уши. Ибо не требуется раскрывать мистерию, но лишь указывать на то, что достаточно. Св. Климент Александрийский Кто имеет уши чтобы слышать, да слышит! *1 [Сноски даны в конце работы]
Св. Матвей
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель этой книги — предложить читателям ряд мыслей относительно глубоких истин, лежащих в основе Христианства, истин, которые или принимаются слишком поверхностно или даже совсем отрицаются. Великодушное желание разделить со всеми наиболее драгоценное, широко распространить бесценные истины, не лишать никого света истинного познания имело последствием усердие без разбора, которое упростило Христианство до того, что его учения приняли такую форму, которая и возмущает сердце, и не принимается разумом. Заповедь проповедовать Евангелие всей твари, которую едва ли можно признать за подлинную заповедь, — была истолкована как запрещение передавать Гнозис немногим, и она же вытеснила иное, менее распространенное изречение того же великого Учителя: Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями. Эта неразумная сентиментальность, отказывающаяся признать явное интеллектуальное и моральное неравенство людей и, благодаря этому, стремящаяся свести к уровню понимания наименее развитых людей учения, доступные лишь для высокоразвитого ума, жертвующая таким образом высшее на пользу низшему к обоюдному вреду, — такая сентиментальность была чужда мужественному здравомыслию ранних христиан. Св. Климент Александрийский говорит совершенно определенно: И даже ныне, как сказано, «не нужно метать бисера перед свиньями, да не попрут его ногами и, обратившись, не растерзают вас». Ибо трудно изложить чистые и прозрачные слова, касающиеся истинного Света, свинским и неподготовленным слушателям*2.
Если бы Гнозис, это истинное познание, возродившись, составило снова часть христианских учений, — подобное возрождение оказалось бы возможным только при условии прежних ограничений, только тогда, когда самая мысль о нивелировке религиозного учения до уровня наименее развитых, будет оставлена решительно и навсегда. Лишь повышая уровень религиозных истин, можно открыть путь к восстановлению сокровенного знания и к научению Малых Мистерий, которое должно предшествовать научению Великих Мистерий. Последние никогда не появятся в печати; они могут быть передаваемы ученику только лицом к лицу Учителем. Но Малые Мистерии, т. е. частичное раскрытие глубоких истин, могут быть восстановлены и в наши дни, и предлагаемый труд имеет целью дать их краткий очерк и показать природу того сокровенного учения, которым следует овладеть. Там, где даются лишь намеки, сосредоточенной медитацией над затронутыми истинами возможно едва заметные очертания сделать ясно видимыми и, продолжая медитацию, углубляться все более в понимание этих истин. Ибо медитация приводит к успокоению низший разум, вечно занятый внешними предметами, и, когда он затихнет, тогда только возможно воспринять духовное просветление. Познание духовных истин может быть приобретаемо только изнутри, а не извне, не от внешнего учителя, а лишь от божественного Духа, построившего свой Храм внутри нас*4. Эти истины познаются духовно тем пребывающим внутри