в человеке и на два способа
их развития. Один, низший вид, достигается путем аскетических и других
физических упражнений. Другой, более высокий - силой внутреннего
развития. Первый непрочен и может быть утерян, но внутреннее развитие
никогда
не может быть утрачено. Эти силы развиваются постепенно и
обычно сами собой по мере преодоления низших проявлений в себе в целом
ряде прошлых жизней.
Будда не поощрял стремления производить чудеса, ведущие лишь к
смущению умов и создающих тяжкую атмосферу насильственно потревоженных
стихий. (О.Б.,С.127).
Войну Будда считал оправданной в том случае, если она ведется не
во имя своих личных интересов, а за правое дело, когда исчерпаны все
средства к сохранению мира, и вступивший в бой не питает ненависти к
врагу в своей душе. Тот, кто борется за справедливость и истину,
получит воздаяние. Вспоминается, как Преподобный Сергий спросил
приехавшего к Нему князя Дмитрия, все ли меры мирные он использовал,
чтобы предотвратить страшную битву. И только когда тот ответил
утвердительно, Сергий дал благословение на великий бой за Родину на
поле Куликовом.
Мужество в Учении Будды было положено в основу всех достижений и
понималось исключительно широко. Он говорил: "Нет истинного
сострадания без мужества; без мужества нельзя достичь самодисциплины;
терпение есть мужество; без мужества нельзя проникнуть вглубь
истинного знания и обрести мудрость Архата". Готама требовал от своих
учеников полного уничтожения страха. Заповедано бесстрашие мысли,
бесстрашие действия". И потому Учение Готамы Будды можно, прежде
всего, наименовать учением бесстрашия.
"Воины, воины, так зовем мы себя, о ученики,
ибо мы сражаемся.
Мы сражаемся за благородную доблесть, за высокие
стремления, за высшую мудрость,
Потому зовем мы себя воинами". (О.Б.,С.33).
"Ни одно учение не предусматривало развитие будущего с такой
ясностью, как буддизм. Наряду с почитанием Будды в буддизме развито
почитание Бодхисаттв - будущих Будд". "Будда, устремляя все
возможности к утверждению эволюции, заповедал своим ученикам почитать
Будд будущего более, нежели Будд прошлого". (О.Б.,С.138).
"По словам предания, Благословенный утвердил своим преемником
Бодхисаттву