Стулова Э.С.

Даоская практика достижения бессмертия.....

задержать дыхание как можно дольше, пока не

станет невмоготу. "Затемнить" солнце, чтобы оно не мыслило, и

предоставить воздуху идти по своей воле. Когда же задерживать далее

дыхание станет невыносимо, когда воздух будет стремиться выйти, надо

открыть рот и выпустить его тихонько. Успокоив дыхание и приведя его

в гармонию, следует снова приступать к "выплавлению воздуха".

Заниматься этим ежедневно нельзя, лишь через интервалы в пять-десять

дней.

Согласно рекомендациям, содержащимся в даосских сочинениях

VIII- IX вв., "эмбриональное дыхание" можно практиковать само по

себе, но чаще оно является необходимой предпосылкой к "выплавлению"

и ведению воздуха. Весь этот комплекс называется "употреблением

воздуха". Все рецепты "употребления воздуха" предлагали вначале

сделать ряд гимнастических упражнений, дабы "расслабить тело". Затем

следовало сесть прямо и сделать три вдоха. Успокоить мысли и

отвлечься от тела, успокоить дыхание. ЗАтем тихо и легко выдохнуть

нечистый воздух через рот и вдохнуть носом чистый. Повторить это

шесть-семь раз. Таков порядок "приведения воздуха в гармонию". Когда

гармония воздуха достигнута, а рот и нос "закрыты и пусты", надо

наполнить рот воздухом, а затем "бить в небесный барабан" не менее

15 раз.

После этого сглотнуть воздух, как глотают воду и сосредоточить

внимание на воздухе, который проходит в "океан воздуха", где он и

остается на длительное время. Через определенный промежуток времени

процедуру сглатывания надо повторить и так до тех пор, пока не

"наполнится живот". "Наполнив живот" и "освободив сердце" от суетных

мыслей, следовало закрыть рот, массировать живот руками, чтобы

заставить воздух циркулировать и проникнуть в нос. При этом нельзя

сильно дышать, дабы не нарушить гармонии воздуха. После этого

следует лечь в постель, вытянуть руки и ноги, несколько их

расставив. Дышать носом, внимание сосредоточить на дыхании,

заставляя воздух циркулировать по всему телу. Эта процедура

называется "заставить воздух циркулировать". При этом предписывалось

интенсивно двигать пальцами рук и ног, а также "костями и суставами"

до тех пор, пока не прошибет пот. Эта процедура называется

"проникновение воздуха".

Процедуре дыхания сопутствовал целый ряд предписаний, которые

слыли секретными, таинственными, и передавались изустно от учителя к

ученику. В даосских сочинениях до периода Тан ничего не говорилось о

внутреннем воздухе, речь шла лишь о внешнем воздухе. Как отмечают

авторы, исследовавшие эту проблему, схема циркуляции воздуха в

сочинениях дотанских и послетанских в основных чертах не различалась

[25, c.231]. Внешний воздух - тот, что вдыхают носом и который затем

опускается в почки и проходит все пять внутренних органов и шесть

вместилищ: "из длинной долины (т.е. носа) в темную область (т.е.

почки) воздух проходит по пригородам и округам (т.е. по внутренним

органам)".

В известном сочинении Гэ Хуна "Баопу-цзы" (начало IV в.)

говорится, что практикуя циркуляцию воздуха, следует вдыхать носом и

затем закрывать, запирать воздух, удерживая его в течение 120 ударов

сердца, после чего осторожно выдыхать ртом. Вдох и выдох следует

производить бесшумно и без напряжения, так, чтобы перо, помещенное

перед носом или ртом, не шевелилось. При этом необходимо вдыхать

большое количество воздуха, а выдыхать малое. По мере овладения этой

практикой следовало увеличить интервал между вдохом и выдохом до

тысячи ударов сердца, что должно было, по мнению автора, привести к

омоложению старых.

"Хуан тин цзин" ("Книга желтого двора", III в.) - один из

наиболее ранних трактатов о поисках бессмертия. Семисложными

стихами, в эзотерических терминах в нем последовательно и довольно

подробно описаны способы достижения бессмертия: циркуляция воздуха,

возвращение семени, увеличение его, питание и т.д. Согласно

описаниям "Хуан тин цзина", воздух следовало вдохнуть носом

("печкой"), провести через ворота, ключ от которых хранится у духов

селезенки. Преодолев этот сложный барьер, воздух вели к нижнему

"полю киновари", где воздух встречался