задержать дыхание как можно дольше, пока не
станет невмоготу. "Затемнить" солнце, чтобы оно не мыслило, и
предоставить воздуху идти по своей воле. Когда же задерживать далее
дыхание станет невыносимо, когда воздух будет стремиться выйти, надо
открыть рот и выпустить его тихонько. Успокоив дыхание и приведя его
в гармонию, следует снова приступать к "выплавлению воздуха".
Заниматься этим ежедневно нельзя, лишь через интервалы в пять-десять
дней.
Согласно рекомендациям, содержащимся в даосских сочинениях
VIII- IX вв., "эмбриональное дыхание" можно практиковать само по
себе, но чаще оно является необходимой предпосылкой к "выплавлению"
и ведению воздуха. Весь этот комплекс называется "употреблением
воздуха". Все рецепты "употребления воздуха" предлагали вначале
сделать ряд гимнастических упражнений, дабы "расслабить тело". Затем
следовало сесть прямо и сделать три вдоха. Успокоить мысли и
отвлечься от тела, успокоить дыхание. ЗАтем тихо и легко выдохнуть
нечистый воздух через рот и вдохнуть носом чистый. Повторить это
шесть-семь раз. Таков порядок "приведения воздуха в гармонию". Когда
гармония воздуха достигнута, а рот и нос "закрыты и пусты", надо
наполнить рот воздухом, а затем "бить в небесный барабан" не менее
15 раз.
После этого сглотнуть воздух, как глотают воду и сосредоточить
внимание на воздухе, который проходит в "океан воздуха", где он и
остается на длительное время. Через определенный промежуток времени
процедуру сглатывания надо повторить и так до тех пор, пока не
"наполнится живот". "Наполнив живот" и "освободив сердце" от суетных
мыслей, следовало закрыть рот, массировать живот руками, чтобы
заставить воздух циркулировать и проникнуть в нос. При этом нельзя
сильно дышать, дабы не нарушить гармонии воздуха. После этого
следует лечь в постель, вытянуть руки и ноги, несколько их
расставив. Дышать носом, внимание сосредоточить на дыхании,
заставляя воздух циркулировать по всему телу. Эта процедура
называется "заставить воздух циркулировать". При этом предписывалось
интенсивно двигать пальцами рук и ног, а также "костями и суставами"
до тех пор, пока не прошибет пот. Эта процедура называется
"проникновение воздуха".
Процедуре дыхания сопутствовал целый ряд предписаний, которые
слыли секретными, таинственными, и передавались изустно от учителя к
ученику. В даосских сочинениях до периода Тан ничего не говорилось о
внутреннем воздухе, речь шла лишь о внешнем воздухе. Как отмечают
авторы, исследовавшие эту проблему, схема циркуляции воздуха в
сочинениях дотанских и послетанских в основных чертах не различалась
[25, c.231]. Внешний воздух - тот, что вдыхают носом и который затем
опускается в почки и проходит все пять внутренних органов и шесть
вместилищ: "из длинной долины (т.е. носа) в темную область (т.е.
почки) воздух проходит по пригородам и округам (т.е. по внутренним
органам)".
В известном сочинении Гэ Хуна "Баопу-цзы" (начало IV в.)
говорится, что практикуя циркуляцию воздуха, следует вдыхать носом и
затем закрывать, запирать воздух, удерживая его в течение 120 ударов
сердца, после чего осторожно выдыхать ртом. Вдох и выдох следует
производить бесшумно и без напряжения, так, чтобы перо, помещенное
перед носом или ртом, не шевелилось. При этом необходимо вдыхать
большое количество воздуха, а выдыхать малое. По мере овладения этой
практикой следовало увеличить интервал между вдохом и выдохом до
тысячи ударов сердца, что должно было, по мнению автора, привести к
омоложению старых.
"Хуан тин цзин" ("Книга желтого двора", III в.) - один из
наиболее ранних трактатов о поисках бессмертия. Семисложными
стихами, в эзотерических терминах в нем последовательно и довольно
подробно описаны способы достижения бессмертия: циркуляция воздуха,
возвращение семени, увеличение его, питание и т.д. Согласно
описаниям "Хуан тин цзина", воздух следовало вдохнуть носом
("печкой"), провести через ворота, ключ от которых хранится у духов
селезенки. Преодолев этот сложный барьер, воздух вели к нижнему
"полю киновари", где воздух встречался