- в нижнем "поле киновари". Эти "черви" пытаются
сократить жизнь человека, который их приютил, причиняя вред "полям
киновари" и стремясь покинуть тело человека, так как чем раньше
умрет их хозяин, тем раньше они освободятся, станут "призраками" и
выйдут на волю. Поэтому даосские наставления рекомендуют как можно
скорее избавиться от этих "червей", истощить их воздержанием от
злаков, что является основой диетических предписаний и режимов.
Освобождение тела от "трех трупов" знаменует собой завершение
первого, подготовительного этапа на пути к бессмертию.
Чрезвычайно важной процедурой даосы считали укрепление духа
шэнь, который образовывался в результате слияния воздуха ци с
эссенцией цзин. Дух шэнь считался правителем человека,
контролировавшим его добрые и дурные поступки. Его надлежало
сохранять и укреплять соответствующими упражнениями (о них будет
рассказано ниже), дабы он не покинул тело, что происходит обычно в
момент смерти. Этим занимаются, выплавляя "внутреннюю пилюлю" (нэй
дань).
Среди физических средств, рекомендовавшихся даосами в поисках
бессмертия, были дыхательные упражнения, двигательная гимнастика,
сопровождавшиеся иногда приемом лекарство, массажем. Большое
значение придавалось "питанию жизни при помощи инь-ян", т.е.
сексуальной практике.
Наряду с уже упомянутой выше "внутренней пилюлей" даосы
рекомендовали и внешнюю пилюлю, приготовлением которой занималась
алхимия. Как известно,даосы считали, что употребление ряда металлов,
минералов, растений может обеспечить долголетие. ОДнако наиболее
эффективны лекарства, приготовленные специально. В их основе
киноварь, золото, серебро и пр. Лекарство считалось тем эффективнее,
чем более оно очищено, рафинировано. Таких очищений или плавок,
максимум было девять. Существовало множество способов и методов
выплавления лекарств, "внешней пилюли", изложенных обстоятельно в
трактате Гэ Хуна, равно как и рецепты пилюль1. При выплавлении
лекарств, пилюль бессмертия необходимо было соблюдение определенных
правил - поста, очищения, уединения в горах или на островах (в
крайнем случае - в доме, за высокой оградой). Ни в коем случае
нельзя было разглашать секреты изготовления, посвящать в него
недостойных. В этом случае невозможно было рассчитывать на успех.
Секрет этот нельзя было обнародовать и в книгах. Наставник передавал
его изустно достойным своим ученикам.
Как видно из изложенного выше, поиски бессмертия даосы вели в
физическом и духовном плане. Это были морально-этические нормы
жизни, соблюдение определенных диетических предписаний, выполнение
дыхательных и двигательных упражнений, знание определенных
рекомендаций в области сексуальной практики, овладение определенными
навыками концентрации и медитации, употребление лекарств.
Рассмотрение основных даосских способов "питания жизни"
необходимо предварить небольшим экскурсом в область даосской
анатомии и ознакомлением с терминологией, употребляемой в трактатах
и, в частности, в древнейшем медицинском трактате "Хуан-ди нэй цзин"
("О внутреннем"), приписываемом Желтому императору. При этом надо
учитывать путаницу и нарочитую неопределенность, которая царит в
сочинениях по этому вопросу. Зачастую отдельные органы, сосуды,
части тела имеют по нескольку наименований. Порой различные органы и
части тела имеют одно и то же обозначение.
Как мы уже говорили, по представлениям даосов, человеческий
организм - это микрокосм, все части которого имеют параллели в
макрокосме. Как и все в природе, он управляется силами инь и ян. Все
органы в нем соотнесены с пятью первоэлементами. Пятью внутренними
органами были: печень, сердце, селезенка, легкие и почки. Иногда к
ним причисляли также перикард, головной и костный мозг. Пятью
органами, как полагали, управляла сила инь. Сила ян управляла шестью
"вместилищами", или полыми органами: желудком, толстой кишкой,
тонкой кишкой, желчным пузырем, мочевым пузырем, "тремя горящими
областями"2. Кроме того, даосы выделяли в теле человека 12 парных
каналов. По этим каналам, как считали даосы, перемещаются силы инь и
ян. На них размещены акупунктурные