рассеяна эта армия духов, каким образом смогут они снова
собраться воедино? Тело же, напротив, являлось единством и служило
домом этим и другим духам. Таким образом, лишь увековечение тела в
той или иной форме может обеспечить продолжение живой личности в
целом [24, c.17].
Поиски бессмертия, этой конечной цели религиозного даосизма,
"требовали от человека немалых жертв, заставляя его мобилизовать всю
свою волю и выдержку, все способности и терпение. Практически тот,
кто посвятил свою жизнь этому делу, должен был с юных лет отказаться
от нормальной жизни с ее горестями и радостями, отрешиться от всех
стремлений и страстей, во всем ограничить себя и целеустремленно
двигаться только к одной великой цели" [4, c.245].
Поскольку способов достижения бессмертия много, необходим был
мудрый наставник, который указал бы, по какому пути следовать, в
каком направлении прилагать усилия. Кроме того, в трактатах и
руководствах даны лишь самые общие указания. Без разъяснений
учителя, без его расшифровки невозможно овладеть методом и
процедурами в полном объеме. Тайна останется нераскрытой.
Первым шагом на великом пути к бессмертию были добродетели
общечеловеческие, поскольку бессмертными, как считали даосы,
становились люди смертные, которые достигали этого в результате
терпеливого и продолжительного труда. И прежде всего они должны были
быть добродетельными и достойными, верными и гуманными,
почтительными и искренними. Лживые, недостойные люди напрасно искали
бы бессмертия.
Даосы верили, что совершение добрых дел удлиняет жизнь,
совершение же злых дел укорачивает ее, приближает смерть. Более
того, желающий достичь положения бессмертного на земле (ди сянь)
должен, как указано в "Баопу-цзы", совершить 300 добрых дел.
Желающий стать бессмертным на небе (тянь сянь) должен совершить 1200
добрых дел. Если при этом он совершит 1199 добрых дел, а затем одно
дурное, все добрые дела аннулируются, и надлежит заново приступать к
совершению положенного числа добрых дел [31, c.12]. Появились даже
специальные таблицы гунгогэ, в которых фиксировались добрые и дурные
дела. Такие таблицы вели многие конфуцианские чиновники.
Целый ряд предписаний требовалось выполнять не только даосам,
ищущим бессмертия, но и простым добродетельным людям. В первую
очередь это пять запретов: не убивать, не пить вина, не лгать, не
красть, не прелюбодействовать, а также десять добрых деяний:
почитать родителей, соблюдать верность господину и наставнику,
сострадать всем тварям, помогать страждущим даже во вред себе,
освобождать на волю животных и птиц, возводить мосты, сажать
деревья, строить жилища и колодцы у дорог, наставлять неразумных
людей. Одним из элементарных требований, предъявляемых к монаху,
совершенствующемуся на пути к конечной цели, было вегетарианство.
Некоторые даосские школы, однако, разрешали своим последователям
есть мясо и пить вино, предписывая пост лишь в определенные дни.
Как мы уже говорили, даосы полагали, что человек имеет три
верхние души хунь и семь нижних по, которые после смерти покидают
тело. Само тело рассматривалось как жилище для душ. Поэтому даосы
стремились сохранить тело. Для достижения бессмертия надо было
упорно трудиться, дабы уничтожить причины смерти и разложения. Среди
духовных усилий важнейшее значение придавалось питанию духа (шень),
укреплению единства души и тела.
Даосы представляли, что тело человека - микрокосм, населенный,
как и макрокосм, различными божествами. Они населили его огромной
армией - 36 тысячами духов, которые разделяются на три большие и
шесть малых групп и связаны с определенными органами,ч астями тела.
Даосы предписывали располагать этих духов в свою пользу, ведя
чистую, праведную жизнь и совершая добрые дела. Кроме того,
следовало "питать тело", дабы духи не покинули его. Если духи
остаются в теле, человек продолжает жить.
Помимо этих духов в теле человека еще до его рождения
поселяются так называемые "три трупа" или "три червя". Живут они в
"полях киновари" (дань тянь): "старый синий червь" живет во "дворце
нирваны" в голове. "Белая барышня" - в "пурпурном дворце" в груди,
"кровавый труп"