болезней при помощи дыхательных упражнений был
разработан врачом китайской народной медицины Лю Гуйчжэнем и
практиковался под его руководством и в одном из санаториев курорта
Бэйдайхэ, начиная с 1955 г. Затем он распространился по всему Китаю.
Описания, приведенные в книге Лю Гуйчжэня, свидетельствуют, что этот
метод - сплав целого ряда традиционных даосских комплексом
дыхательной и двигательной гимнастики, почерпнутых автором из
письменных источников, а также переданных ему даосскими
наставниками, хранителями определенных направлений дыхательной или
двигательной гимнастики. Среди них старый учитель Ли, более 20 лет
практиковавший дыхательные упражнения, хранившиеся в тайне и
передававшиеся от учителя к ученику. Ряд сведений Лю Гуйчжэнь
получил от учителя Ян Чжэньцина, представителя школы Ян, широко
известной на протяжении многих лет. Сам Лю Гуйчжэнь также обучался в
свое время дыхательным и двигательным упражнениям.
Основываясь на традиционных комплексах, а также древних
даосских дыхательных и двигательных упражнениях, таких, как даоинь,
нэйгун, а также шэнь хуси "глубокое дыхание", туна фа "метод выдоха
и вдоха", цзин цзо хуси ян шэн фа "метод питания жизни дыханием в
тихом сидении", Лю Гуйчжэнь разработал дыхательные упражнения,
которые он разделил на три комплекса. Это "лечебные упражнения"
(нэйян гун), "укрепляющие упражнения" (цянчжуан гун) и
"оздоровительные упражнения" (баоцзянь гун).
В книге Лю Гуйчжэня мы встречаем рекомендации, напоминающие те,
что предписывались в древних даосских руководствах. Это касается и
субъективных условий (отрешение от всяких волнений, беспокойств,
забот, сохранение бодрого, хорошего настроения), и объективных
(чистая, тихая комната, без лишних вещей), а также самих упражнений,
которые можно выполнять сидя, лежа, стоя.
Для наглядности приведем описание одного из "лечебных
упражнений": приняв нужное положение, приступать к дыханию носом.
Сначала одну-две минуты дышать обычно, затем - произнося про себя
фразу, состоящую в начале занятий из трех слогов. При произнесении
первого слога делают вдох, при произнесении второго - дыхание
задерживают, при прознесении третьего - делают выдох. Постепенно
количество произносимых слогов увеличивают, доводя их до девяти. При
этом при прознесении первого слога делают вдох, последнего - выдох,
при произнесении промежуточных слогов дыхание задерживается. При
вдохе кончик языка должен упираться в небо. Подержав его в таком
положении некоторое время, опустить, одновременно выполняя выдох.
Дышать надо естественно, свободно [35, c.7-8].
Важной процедурой при выполнении дыхательных упражнений и
является концентрация внимания на нижнем "поле киновари", как и в
упражнениях, рекомендовавшихся даосскими наставниками, о которых мы
говорили выше. Следующий этап - научиться медитировать, "погружаться
в покой". Это требует продолжительной тренировки и терпения.
Лечебные и оздоровительные комплексы, по свидетельству доктора
Лю Гуйчжэня, эффективны при многих заболеваниях, в том числе при
язве желудка и двенадцатиперстной кишки, опущении желудка,
хроническом несварении, неактивной форме туберкулеза легких,
невралгических заболеваниях кожи, рубцовых образованиях,
неврастении, первичной гипертонии и т.д.
В некоторых случаях доктор Лю Гуйчжэнь рекомендует сопровождать
дыхательные упражнения приемом лекарств, иглоукалыванием, массажем.
Некоторые упражнения "оздоровительного комплекса" очень близки
дыхательным упражнениям из древних даосских руководств. Так,
например, упражнение для ушей, выполняемое для избавления от шума в
ушах, головокружения, головных болей, профилактики потери слуха,
представляет собой не что иное, как "игру на небесном барабане",
часто фигурирующую в даосских рекомендациях. Это же относится и к
упражнению для укрепления зубов, при котором следует,
сосредоточившись, стучать зубами (не слишком сильно), а также к
упражнению для языка, при котором языком следует собирать во рту
слюну, омывать ею рот, а затем сглатывать тремя небольшими глотками,
проводя слюну в нижнее "поле киновари". Считается, что эта, знакомая
нам