перемещается из
нижней части тела к голове, преодолевая на своем пути заставы,
преграды. Это обеспечивает свободу, блаженство, т.е. качества,
присущие бессмертным. На приближение к заветной цели указывает и
"соединение природы и судьбы", достигаемое при "выплавлении золотой
пилюли", которое осуществляется при содействии правильной циркуляции
воздуха. Застава Вэйлюй, как полагали даосы, находится в области
копчика. Двойная застава Цзяцзи - название прохода, расположенного у
одиннадцатого позвонка и представлявшего собой второй проход на пути
пилюли бессмертия. "Черный терем", вероятно, горло. "Дворец Умин"
отождествить трудно. В теле человека, по представлениям даосов, два
"дворца света". Один находится внутри головы между бровями и
называется "верхний дворец света", другой расположен в месте, где
заканчивается горло и называется "нижний дворец света". "Серебряная
река" - другое наименование канала думо, проходящего внутри
позвоночного столба. По ней проходит пилюля. "Глиняный котел"
находится в нижнем "поле киновари"; это сосуд, в котором созревает
пилюля. "Желтый двор" находится в центре человеческого отела, в
среднем "поле киновари". По другой версии, существует три "желтых
двора" - центр мозга, центр сердца и центр селезенки.
Подобного рода примеры можно было бы продолжить, но нам
представляется, что приведенные отрывки достаточно убедительно
демонстрируют хорошее знакомство автора баоцзюань с основными
даосскими способами поисков бессмертия, которые он всячески
рекомендовал и широко пропагандировал в своем сочинении (наряду,
впрочем, с буддийскими).
Как известно, познание дао рассматривалось даосами как
обретение бессмертия. Такой же смысл имело и познание "сокровенного"
(или "темного") прохода (сюань гуань). Авторы трактатов избегали
указывать точное место его расположения, говоря иногда, что
находится он где-то между почками и пупком, а иногда помещая его
между глазами. В книге "Тай и цзинь хуа цзунчжи" сюань гуань
является другим наименованием "небесного сердца", "пространства
прежнего неба", верхнего "желтого двора", а потому мы можем
предположить, что он находится между бровями. В "Баоцзюань о
познании буддой Пу-мином конечного смысла недеяния" не указывается,
где расположен "сокровенный проход", хотя упоминания о нем есть
("пусть каждый даст обет, получит указание сокровенного прохода",
"повстречался истинный небожитель, разъяснил сокровенный проход").
Возможно, "указание сокровенного прохода" было частью обряда
вступления в секту. Ведь известно, что во всех тайных сектах Китая
"указание сокровенного прохода" наставником входило в обряд
посвящения при приеме в секту [34, c.66-67].
Из всего сказанного выше о "Баоцзюань о познании буддой
Пу-мином конечного смысла недеяния" и "Учении золотого цветка
великого единого" нам представляет сявозможным сделать вывод о том,
что создатели этих средневековых сочинений (первое было написано во
второй половине XVI в., второе - во второй половине XVIII в.) были
хорошо знакомы с теорией и практикой поиска бессмертия, питания
жизни, которые рекомендовались даосами за полтора-два тысячелетия до
этого. Более того, они широко рекомендовали эти древние методы для
спасения из бренного мира зла и несправедливости, что было конечной
целью многих тайных сект Китая и, в частности, секты Желтое небо.
Нам хотелось бы познакомить читателей с современными китайскими
оздоровительными и лечебными методами, основанными на описанных выше
традиционных способах дыхательной и двигательной гимнастик. Что
касается устойчивости традиционных навыков в сфере интимных
отношений людей, то здесь можно напомнить свидетельство Дж.Нидэма
середины 40-х годов текущего столетия, о котором мы говорили выше.
Кроме того, проблема сексуальной жизни Китая с древности и вплоть до
XVII в., устойчивость основных ее принципов стали темой
обстоятельного труда голландского ученого Р.Х.ван Гулика, к которому
мы и отсылаем интересующихся.
Способ лечения