Стулова Э.С.

Даоская практика достижения бессмертия.....

средствами, которые могут лишь продлить

жизнь, но не могут дать бессмертия.

В связи со сказанным выше о "внутренней пилюле" и ее

"выплавлении" представляет несомненный интерес анонимного

произведения XVII в. "Тай и цзинь хуа цзунчжи" ("Учение золотого

цветка великого единого") [29].

Заметно сильное влияние буддизма на создателя книги, хотя в

целом она, несомненно, даосского толка. В ней рядом упоминаются

даосские бессмертные учитель Люй-цзу, патриарх Пэн-цзу, с одной

стороны, и тут же будда, бодхисаттвы - с другой. Одни процедуры

описаны в буддийском духе, другие - в даосском. Параллельно

употребляются даосские и буддийские термины, зачастую при описании

одних и тех же упражнений, для определения одних и тех же понятий.

Так, например, даосское нижнее "поле киновари" параллельно именуется

его буддийским синонимом "центр среди условий". При всем том

сочинение и практика питания изначальной природы человека

посредством "выплавления изначального духа", превращения его в

"золотую пилюлю" ("золотой цветок"), которая затем сливается с

пустотой, возвращается к "прежнему небу". Для этого рекомендуется

осуществить циркуляцию света, для чего необходимо направить огонь

сердца (т.е. ци) вниз в "поле киновари", где он должен соединиться с

водой почек (т.е. цзин%, после чего в процессе длительной практики и

медитации на разных уровнях, это соединение будет порождать истинный

свет, а затем появится и жемчужина. Для "выплавления" истинного

света в центре "небесного сердца", которое находится между солнцем и

луной, т.е. между глазами, для его кристаллизации и появления

"золотой пилюли" (или "золотого цветка") необходимо наличие трех

цветков: цзин, ци и шэнь, последовательное их превращение. Метод

обратного течения семени цзин автор книги считает наиважнейшим для

"выплавления золотой пилюли". Отмечается важная роль правильного

дыхания.

Сказанного достаточно, чтобы увидеть, что в рассматриваемом

сочинении излагается тот же способ "выплавления внутренней пилюли",

что для достижения конечной цели рекомендуются те же промежуточные и

вспомогательные процедуры: дыхательные упражнения, метод обратного

течения (то же, что "возвращение семени и питание мозга"),

концентрация и медитация, соединение ци и цзин, выплавление цзин и

получение из него ци, затем, в свою очередь, образование из него

истинного духа (шэнь), а из него "золотого цветка" (или "золотой

пилюли"), слияние с пустотой, превращение в бессмертного.

В свете изложенного кажется весьма правдоподобным предположение

Дж.Нидэма о том, что книга "Тай и цзинь хуа цзун-чжи" является

сочинением тайной даосской секты Золотая пилюля (Цзиньданьцзяо) [27,

c.144].

Сочинением другой тайной секты - Желтое небо (Хуантяньдао) -

является "Баоцзюань о познании буддой Пу-мином конечного смысла

недеяния" [1; 37], написанное примерно столетием раньше

рассмотренного выше. В нем также представлено смешанное,

буддийско-даосское вероучение, изложены рядом даосские и буддийские

представления, почитаются равно буддийские и даосские божества.

Однако само учение в нем не изложено так систематически и

последовательно, как это сделано в "Тай и цзинь хуа цзунчжи".

Концепции, описания, термины рассеяны по всему тексту, даны

очень кратко, буквально одной фразой, иногда даны лишь одни

наименования. Тем не менее, они дают возможность составить некоторое

представление о том, в каком русле течет мысль автора. Так, наряду с

упоминанием различных сторон и положений даосизма и буддизма, е

имеющих прямого отношения к теме статьи, в баоцзюань встречаются

термины и представления, за которым истоят процедуры и рекомендации,

рассмотренные нами выше.

Главная цель учения, изложенного в "Баоцзюань о познании буддой

Пу-мином конечного смысла недеяния", это спасение. Способы

достижения спасения рекомендуются самые разнообразные. Это и

даосские и буддийские способы и приемы, обеты и обряды, это и само

приобщение к проповедуемому учению, и наставления мудрого учителя.

Часто эти рекомендации