средствами, которые могут лишь продлить
жизнь, но не могут дать бессмертия.
В связи со сказанным выше о "внутренней пилюле" и ее
"выплавлении" представляет несомненный интерес анонимного
произведения XVII в. "Тай и цзинь хуа цзунчжи" ("Учение золотого
цветка великого единого") [29].
Заметно сильное влияние буддизма на создателя книги, хотя в
целом она, несомненно, даосского толка. В ней рядом упоминаются
даосские бессмертные учитель Люй-цзу, патриарх Пэн-цзу, с одной
стороны, и тут же будда, бодхисаттвы - с другой. Одни процедуры
описаны в буддийском духе, другие - в даосском. Параллельно
употребляются даосские и буддийские термины, зачастую при описании
одних и тех же упражнений, для определения одних и тех же понятий.
Так, например, даосское нижнее "поле киновари" параллельно именуется
его буддийским синонимом "центр среди условий". При всем том
сочинение и практика питания изначальной природы человека
посредством "выплавления изначального духа", превращения его в
"золотую пилюлю" ("золотой цветок"), которая затем сливается с
пустотой, возвращается к "прежнему небу". Для этого рекомендуется
осуществить циркуляцию света, для чего необходимо направить огонь
сердца (т.е. ци) вниз в "поле киновари", где он должен соединиться с
водой почек (т.е. цзин%, после чего в процессе длительной практики и
медитации на разных уровнях, это соединение будет порождать истинный
свет, а затем появится и жемчужина. Для "выплавления" истинного
света в центре "небесного сердца", которое находится между солнцем и
луной, т.е. между глазами, для его кристаллизации и появления
"золотой пилюли" (или "золотого цветка") необходимо наличие трех
цветков: цзин, ци и шэнь, последовательное их превращение. Метод
обратного течения семени цзин автор книги считает наиважнейшим для
"выплавления золотой пилюли". Отмечается важная роль правильного
дыхания.
Сказанного достаточно, чтобы увидеть, что в рассматриваемом
сочинении излагается тот же способ "выплавления внутренней пилюли",
что для достижения конечной цели рекомендуются те же промежуточные и
вспомогательные процедуры: дыхательные упражнения, метод обратного
течения (то же, что "возвращение семени и питание мозга"),
концентрация и медитация, соединение ци и цзин, выплавление цзин и
получение из него ци, затем, в свою очередь, образование из него
истинного духа (шэнь), а из него "золотого цветка" (или "золотой
пилюли"), слияние с пустотой, превращение в бессмертного.
В свете изложенного кажется весьма правдоподобным предположение
Дж.Нидэма о том, что книга "Тай и цзинь хуа цзун-чжи" является
сочинением тайной даосской секты Золотая пилюля (Цзиньданьцзяо) [27,
c.144].
Сочинением другой тайной секты - Желтое небо (Хуантяньдао) -
является "Баоцзюань о познании буддой Пу-мином конечного смысла
недеяния" [1; 37], написанное примерно столетием раньше
рассмотренного выше. В нем также представлено смешанное,
буддийско-даосское вероучение, изложены рядом даосские и буддийские
представления, почитаются равно буддийские и даосские божества.
Однако само учение в нем не изложено так систематически и
последовательно, как это сделано в "Тай и цзинь хуа цзунчжи".
Концепции, описания, термины рассеяны по всему тексту, даны
очень кратко, буквально одной фразой, иногда даны лишь одни
наименования. Тем не менее, они дают возможность составить некоторое
представление о том, в каком русле течет мысль автора. Так, наряду с
упоминанием различных сторон и положений даосизма и буддизма, е
имеющих прямого отношения к теме статьи, в баоцзюань встречаются
термины и представления, за которым истоят процедуры и рекомендации,
рассмотренные нами выше.
Главная цель учения, изложенного в "Баоцзюань о познании буддой
Пу-мином конечного смысла недеяния", это спасение. Способы
достижения спасения рекомендуются самые разнообразные. Это и
даосские и буддийские способы и приемы, обеты и обряды, это и само
приобщение к проповедуемому учению, и наставления мудрого учителя.
Часто эти рекомендации