создают пилюлю", "семь возвращений, девять
оборотов", "возвращающая пилюля девяти оборотов" и т.п.,
встречающиеся во множестве в даосских сочинениях, означают
"возвращение к основе", "возвращение к истоку", а под этим, в свою
очередь, подразумевается "возвращение истинного цзин, ци и шэнь к
прежнему небу", т.е. слияние с пустотой, обретение бессмертия.
И на этом пути поисков бессмертия роль наставника велика. Ведь
желающие достичь бессмертия - всего лишь смертные люди, им нелегко
самостоятельно достичь цели. Наставления учителя приведут к ней
скорее, и сил будет затрачено меньше. Ведь способов достичь
бессмертия много, да и бессмертные бывают разные. "Сколько рангов
бессмертных и сколько способов выплавления пилюли?" - спросил как-то
Бай Юйчань у Чэнь Нихуаня. И получил такой ответ: "Существуют три
ранга бессмертных и три категории пилюль. Бессмертные на небе могут
перевоплощаться и летать, ими могут стать люди высших достоинств;
свинцом служит тело (почки?), а ртутью - сердце, водой служит
спокойствие, а огнем - мудрость. В течение короткого времени
конденсируется, в течение месяцев созревает. Это пилюля высшей
категории. ЕНе нельзя определить, нельзя взвесить. Способ ее
получения очень прост, передается сердцем, достичь результата очень
легко. Бессмертные среди людей могут по своей воле входить и
выходить, появляться и исчезать, ими могут стать люди средних
достоинств; свинцом служит воздух-ци, ртутью служит дух-шэнь, огнем
служит у (седьмой циклический знак, соответствует огню), водой
служит цзи (первый циклический знак, соответствует воде). В течение
ста дней сливается в единое целое, в течение трех лет обретает
образ. Это пилюля средней категории. Хотя ее можно определить,
взвесить ее нельзя. Способ ее приготовления сокровенен, чтобы
овладеть им, необходимо получить устные указания наставника.
Бессмертные на земле могут оставлять свое тело, ими могут стать
обычные люди. Свинцом служит семя-цзин, ртутью служит кровь, водой
служат почки, огнем служит сердце. В течение года завязывается,
через девять лет усилия завершаются. Это пилюля низшей категории, ее
можно определить и взвесить. Этот метод очень сложен, передается
письменно, достичь успеха трудно" [42, c.158-159].
Любопытно рассуждение Гэ Хуна о том, что для практикующего дао
и желающего обрести бессмертие вовсе не обязательно оставлять
занятия литературой и политическую карьеру, отказываться от радостей
жизни. Как полагает Гэ Хун, для выдающейся личности не составляет
труда совмещать оба занятия - заниматься "питанием жизни" приватно и
посвящать себя общественным делам на службе. Такой человек преподает
шесть конфуцианских книг обычным людям, а рецепты "питания жизни" -
тем, кто может понять их. Он пребывает в мире, сколько ему захочется
ради пользы своей стране и помощи своему поколению. Он может легко
улететь на небо и стать бессмертным, стоит только ему захотеть.
Такие люди принадлежат высшей категории. Люди, котоыре понимают, что
они не могут совместить оба занятия, покидают арену общественной
жизни и посвящают себя дао и дэ. Это люди второго класса. Гэ Хун
приводит множество примеров, когда бессмертные совмещали поиски дао
с деятельностью на общественном поприще16. Тут и Хуан-ди, и Лао-цзы,
и Чжуан-цзы и многие другие [31, c.33]. В целом же Гэ Хун, как
следует из его трактата, полагал наиболее важным приготовление
такого лекарства, прием которого обеспечил бы бессмертие, т.е.
предпочитал "внешние способы". Поскольку на приготовление "великой"
пилюли требуется много сил, времени и средств, он полагал нужным
изготовлять и принимать лекарства не столь высокого качества,
достаточные лишь для того, чтобы укрепить и поддержать здоровье
практикующего6 продлить его жизнь, дабы он имел возможность
продолжать свои поиски "главного" лекарства. Кроме того, он считал,
что практикующий должен овладеть способами, позволяющими ему
избежать многих опасностей в горах, куда он должен направиться для
"выплавления" эликсира жизни. Сексуальную практику, дыхательные
упражнения, гимнастические упражнения и прием обычных лекарств Гэ
Хун считал второстепенными