воздуха "последующего неба", при этом
главное - это "выплавление" истинного ци. Вот как сказано о
"выплавлении" истинного ян и истинного ци в стихах Ши Хэяна: "Когда
луна кругла (т.е. в полнолуние), ступай в тихое место. Когда ветер
коснется поверхности воды, в груди своей сбереги одну частичку.
Тогда красное солнце познаешь сам по себе" [42, c. 142]. Несомненно,
что речь здесь идет о поглощении ци ветра в определенное время и в
определенном месте, видимо во время медитации, и о превращении этого
ци в истинное шэнь - "красное солнце".
Дух шэнь - это главное в теле человека, "хозяин" его. Следует
различать истинный дух и изначальный (чжэнь шэнь, юань шэнь) и
обычный и познаваемый (фань шэнь, ши шэнь). Юань шэнь - это частичка
священного света "прежнего неба". Питание духа предписывается
начинать с его накопления, для этого необходимо успокоить дух, т.е.
отрешиться от дум и стремлений, очистить сердце, охранять его, так
чтобы его не потревожила никакая мысль, тогда дух спокоен, и сам по
себе возникает, "выплавляется" истинный дух "прежнего неба". Таким
образом, частичку священного света, находящуюся изначально в теле
человека, надлежало сохранить, сберечь, а питая цзин и ци и тем
самым шэнь, можно было добиться "выплавления" истинного шэнь, а в
итоге и слияния с дао, образования "золотой пилюли", обретения
бессмертия.
Как полагали даосы, "внутренняя пилюля" выплавляется в нижнем
"поле киновари", которое считалось важнейшим из трех. Место его
нахождения даосы точно не указывают, а говорят лишь, что расположено
оно в "трех цунях ниже пупка", или в "двух цунях ниже пупка". Другое
его название "океан воздуха", или "море жизненной силы" (ци хай). В
нем хранится цзин, животная сила, а вовсе не ци, как можно было бы
ожидать по названию. Ци хранится в среднем "поле киновари", под
сердцем. Сердце даосы называют "пурпурным дворцом" (цзян гун),
поэтому среднее "поле киновари" называют также "пурпурным дворцом".
Верхнее "поле киновари" даосы располагают между бровями, называют
его "дворец нирваны" (нихуань), а также "океан мозга" (нао хай). В
нем хранится шэнь.
В "Книге киновари" можно встретить следующие определения и
наставления: "изначальное ци в сердце называется драконом,
изначальное цзин в теле называется тигром", "дракон - это сердце,
тигр - это почки", "сначала из цянь и кунь сделай тигель и печь,
затем возьми лекарство ворона и лекарство зайца и вари" (ворон это
ян, заяц - инь) [42, c.152].
Как мы уже писали, сексуальной практике даосы придавали
исключительное значение. В выплавлении "внутренней пилюли" питание
ян за счет инь играло большую роль. Согласно терминологии
сексуальной мистики, ян это шэнь, расположенный в верхнем "поле
киновари$ и называемый также одной из "трех драгоценностей", одним
из "трех цветков", "трех лекарств". Инь - это цзин, расположенный в
нижнем "поле киновари", изначальный ингредиент, из которого
"выплавляют" шэнь. Вместе с ци они составляют остальные два цветка,
два лекарства, две драгоценности. Соединение их в конечном итоге
приводит к "выплавлению" шэнь, который представляется "красным
солнцем". В многочисленных книгах о "выплавлении" пилюли авторы их
иносказательно употребляли наименования металлов, минералов,
триграмм и гексаграмм, подразумевая под ними различные органы тела,
участки его, стихии и силы, заложенные Небом, процессы, происходящие
в нем. А невежественные люди, понимая изложенное в трактатах
буквально,н плавили обычный свинец и ртуть, изготовляли лекарства и
отравляли ими себя и других. Истинная же пилюля добывается в "поле
киновари" из истинного цзин и истинного ци и называется "настоящим
светом", "специальным светом", "изначальным светом", "возвращающей
пилюлей" (чжэн ян, чжуань ян, юань ян, хуань дань). Такие выражения,
как "девятислойный способ выплавления пилюли", "девять
оборотов-плавок