оставила семью и последовала за бессмертным.
Никто не может сказать, куда они ушли" [11, c. 125]. Заметим
попутно, что в этом отрывке мы находим подтверждение сказанному нами
выше о чрезвычайно важной роли, которая отводилась даосами
наставникам. И здесь женщина, овладев тайной, не могла стать
бессмертной самостоятельно. Лишь последовав за наставником, она
могла рассчитывать обрести бессмертие.
Практикующим "питание жизненного принципа" соединением инь и ян
даосские наставники предлагали два основных способа: coitus
reservаtus (прерванный половой акт) и "возвращение семени" (хуань
цзин).
Первый способ предполагал многократные coitus reservatus с
непрерывным рядом партнеров для питания силы ян возможно большим
количеством инь. Наиболее простая процедура из трактата "Юй фан
чжияо" ("Руководство для яшмовых покоев") приведена в работе
А.Масперо. Тут описаны подготовительные ласки и техника любовного
соединения, говорится об избавлении от всех болезней и продлении
жизни того, кто способен в течение суток осуществить coitus
reservatus на протяжении двенадцати копуляций, при этом следует
сменить последовательно возможно большее число партнеров. "Если за
одну ночь сменить десять партнеров, это высшая степень
превосходства" [25, c.385].
Другой способ ("возвращение семени) заключался в том, чтобы в
момент эякуляции сдавить уретру. При этом семя отводится в мочевой
пузырь, откуда затем выводится с мочой. Даосские практики, однако,
считали, что тем самым можно заставить семенную жидкость подняться
вверх, чтобы питать ею мозг. Поэтому этот способ назывался еще
"заставить семя вернуться и питать мозг" (хуань цзин бу нао).
Так же, как и дыхательные упражнения, описанные выше процедуры
требуют предварительной подготовки и наставлений учителя. В
небольшом сочинении V в. из антологии "Юнь цзи ци цянь" говорится,
что приступать к этим занятиям надо "в день кай или чу первой декады
месяца, когда они будут совпадать с днем цзя-цзы шестидесятидневного
цикла в час живого воздуха после полуночи", при этом нельзя быть
пьяным, грязным, отягощенным пищей, ибо нарушение этих условий
порождает болезни. Необходимо "совершенной медитацией" отрешиться от
всех посторонних мыслей. После этого "мужчины и женщины могут
практиковать метод вечной жизни". Практика эта объявлялась абсолютно
секретной, "ее нельзя передавать никому, кроме мудрецов".
Практикующие этот способ в соответствии с правилами, будь то люди
молодые или старые, обретали энергию, становились сильными и
здоровыми" [25, c.386: 19, c.199].
В период правления династии Тан были широко распространены
различные руководства, посвященные сексуальным вопросам, написанные
в дотанское и в танское время. Среди последних заслуживает
упоминания медицинский трактат известного даосского врача Сунь Сымяо
(601-682) "Цянь цзинь яофан" ("Бесценные рецепты"), впервые
напечатанный в 1066 году и переизданный в 1307, 1544 и 1604 гг.
Специальный раздел трактата был посвящен "здоровой половой жизни". В
восемнадцати частях раздела автор излагал рекомендации, в целом
совпадающие с прежними руководствами. Есть однако и новые элементы.
Так, Сунь Сымяо обращает внимание на достижение мужчиной сорока лет,
считая этот возраст поворотным пунктом в сексуальной жизни и для
физического состояния в целом. "Когда мужчина достигает сорока лет,
он вдруг замечает, что его потенция уменьшается... Пэн-цзу сказал:
"Лечение одного человека за счет другого - вот истинное лечение"
[19, c.193].
Для достижения того же эффекте "возвращения семени" Сунь Сымяо
предлагает надавливать на акупунктурную точку пинъи, которая
находится в одном цуне выше правого соска. В последней части раздела
говорится о запретах. Например, для того, чтобы избежать бесплодия,
рекомендовалось женщине остерегаться ртути, а мужчине - оленьего
жира [19, c.196, 197].
Мы рассмотрели некоторые наставления даосских врачей и
учителей, в которых сексуальные отношения рассматривались как
средство продления жизни, достижения бессмертия. Они не имели целью
обзаведение потомством.