инь и ян, в данном случае - соединение Неба и Земли. Целибат
противен естественном узакону природы, поскольку все в природе имеет
свойства либо женские, либо мужские, т.е. относится либо к стихии
инь, либо к стихии ян. Более того, даосы считали, что "питание жизни
с помощью инь и ян", или "соединение инь и ян для питания жизни"
(инь ян ян шэн чжи дао), является одним из важных средств - наряду с
другими - для достижения бессмертия. Даосский сексуальный мистицизм
развивался на благодатной почве китайского общества, в котором
семейные отношения были одной из норм конфуцианской морали, а
продолжение рода - святой обязанностью каждого китайца.
Неудивительно поэтому, что уже в глубокой древности существовала
обширная литература, посвященная проблемам интимных отношений людей.
До нас дошли лишь названия некоторых сочинений. Однако ряд трактатов
более позднего времени сохранился в собрании медицинских сочинений
"И синь фан" ("Основные лечебные предписания"), составленном в конце
X в. японским врачом Тамба Ясуори и изданном в Японии в 1854 г.
Собранные тексты стали предметом исследования китайского ученого Е
Дэхуэя, который в 1914 г. закончил публикацию как самих текстов, так
и результатов своих исследований. Среди фрагментов, собранных Е
Дэхуэем, есть "Су нюй цзин" ("Книга Чистой девы"). "Сюань нюй цзин"
("Книга Таинственный девы"), "Дун сюань цзы" ("Книга Постигшего
таинственное"), "Юй фан би цзюе" ("Тайны яшмовых покоев"), а также
"Тянь ди инь ян цзяо хуань да лэ фу" ("Ода великой радости
соединения инь-ян Неба и Земли"), написанная Бо Синцзянем, братом
прославленного танского поэта Бо Цзюйи.
В подобных сочинениях довольно трудно провести четкую грань,
разграничивающую рекомендации даосских мистиков, направленные на
поиски бессмертия, и дидактические наставления, регулирующие
интимные отношения людей. О живучести предписаний и идей, изложенных
в этих трактатах, можно судить по замечанию Дж.Нидэма о том, что
популярные версии некоторых из них до недавнего времени еще были в
обращении в библиотечках разносчиков или же передавались из рук в
руки приватно. Кроме того, один даос в Чэнду13 на вопрос, сколько
народу следует этим предписаниям, ответил: "вероятно, более половины
мужчин и женщин Сычуани" [27, c.147].
Главной целью упражнений для "питания жизни с помощью инь и ян"
было сохранение возможно большего количества семенной жидкости цзин,
приобретение жизненной энергии партнера. В "Юнь цзи ци цян"
говорится, что семенная жидкость содержится в семенных пузырьках
("домах", "комнатах" цзинши) в нижнем "поле киновари". В
соответствующей части женского организма собирается менструальная
кровь. Согласно предписаниям даосских авторов, с помощью сексуальной
практики надлежало увеличить количество жизнетворной эссенции цзин и
всячески избегать расходовать, а тем более утратить е„. Считалось,
что систематические питание силы ян в мужчине за счет силы инь в
женщине обеспечивает мужчине здоровье, долголетие и дитя мужского
пола. Соответственно здоровья и долголетия достигает женщина,
питающая свою силу инь за счет силы ян мужчины.
В даосской литературе немало рассказов о людях, достигших
бессмертия в результате овладения тайнами сексуальной практики. В
одном из рассказов "Ле сянь чжуань" ("Жизнеописания выдающихся
бессмертных") повествуется о некой Нюй Цзи, торгующей вином.
"Случилось одному бессмертному, проходя мимо ее дома, выпить ее
вина; в залог уплаты он оставил ей "Книгу чистой девы" в пяти
свитках. Открыв и познакомившись с его книгой, Цзи нашла в ней
советы относительно питания жизненного принципа и интимного союза.
Цзи тайком переписала главные из них, а затем, устроившись в
отдельном доме, стала добрым вином залучать туда молодых парней и
оставлять их ночевать, дабы на практике испытать книжные
предписания. Так продолжалось 30 лет, лицо ее все молодело, словно
было ей только 20. После многих лет появился тот же бессмертный. Он
шутливо заметил Цзи: "Без учителя похищающий дао даже с крыльями не
улетит". Тогда она