ПРИЛОЖЕНИЯ
Предлагаем вниманию читателей русского издания книги Лу Куань
Юя "Даосская йога" статью востоковеда Э.С.Стуловой "Даосская
практика достижения бессмертия", впервые опубликованную в 1984 году
издательством "Наука" в сборнике "Культура народов Востока. Из
истории традиционной китайской идеологии" (стр. 230-270). Мы
полагаем, что привед„нный в данной статье обзор техник даосизма,
сделанный по материалам зарубежных изданий, а также по переводам
китайских перевоисточников, позволит читателям расширить свои
представления о прикладной стороне даосской религии, связанной с
интереснейшими методами духовного самосовершенствованя.
ДАОССКАЯ ПРАКТИКА ДОСТИЖЕНИЯ БЕССМЕРТИЯ
Э.С.Стулова
Формирование религиозного даосизма относится к началу эпохи
Хань (206 г. до н.э. - 25 г. н. э.). После длительной вражды
философских школ даосов, легистов, конфуцианцев, после падения
империи Цинь (249-207 гг. до н.э.) - оплота легистов, даосы
соперничали с конфуцианцами в стремлении оказать влияние на
претендентов престолa новой династии, чтобы получить возможность
осуществить свои политические идеалы. Так, Чжан Лян, государственный
деятель и известный даос, занятый поисками бессмертия, оказавший
поддержку Лю Бану, ставшему первым императором новой династии, имел
определенный вес при Гао-цзу. Позже, в I в. н. э. прославилась семья
Чжан (традиция считает их потомками Чжан Ляна), которая сыграла
большую роль в истории даосизма. Глава семьи, Чжан Даолин был
известным даосом и алхимиком. Из своих многочисленных последователей
он организовал на границе нынешних провинций Сычуань и Шэньси
своеобразное государство. Престиж даосизма так возрос, что в 165 г.
впервые было совершено официальное государственное жертвоприношение
Лао-цзы. Теократическое "государство" даосов просуществовало до 1927
г. (с XI в. оно перебазировалось из Сычуани Цзянси) сохряняя свою
структуру, обряды, обычаи, а также передававшийся по наследству
институт Небесного наставника, патриарха, главы общины (тяньши).
В период династии Тан (618-907) даосизм продолжал занимать
сильную позицию, ведя ожесточенную полемику с буддизмом и успешно
конкурируя с конфуцианством. Можно считать, что даосизм для
некоторых своих приверженцев был своеобразной реакцией "на
официальную конфуцианскую идеологию и санкционированные
конфуцианством образ жизни, формы социальной структуры" [4, с.271].
Даосизм пользовался покровительством императорской семьи,
фамилия которой была Ли, как и у Лао-цзы. В этот период было
написано множество значительных трактатов, построено немало крупных
монастырей. В начале династии Сун (960-1279) позиции даосизма все
еще были сильны. Особенно уверенно даосы чувствовали себя при дворе
второго сунского императора Чжэнь-цзуна (998-1022). В 1190 г.
впервые был опубликован даосский канон "Даоцзан". После завоевания
севера страны чжурчжэнями возникло немало даоссских сект вызывали
подозрение и у последующих иноземных династий (монголов, маньчжур),
захватывавших китайский трон. После падения династии Сун произошло
ослабление позиций даосизма. Хотя еще случались отдельные взлеты,
приливы симпатии со стороны некоторых императоров, даосизм сошел
окончательно с политической арены и стал "религией индивидуального
спасения" /27, с.155).
В XII в. произошел раскол религиозного даосизма на две школы:
северную и южную. Северная школа называлась "цюань-чжэньцзяо"
("абсолютной истины"). южная - "чжэнъицзяо" ("подлинного единства").
Северная школа, в свою очередь, состояла из двух основных
направлений: северного направления "цюаньчжэньцзяо", основанного
патриархом Ван Чжэ, называемого также учителем Чунъян (жил во
времена сунского императора Хуэйцзуна, правившего в 1101-1125 гг.) и
южной ветви "цюаньчжэньцзяо", основанной патриархом Лю Хайчанем,
учеником Люй Чуньяна.
Южная школа "чжэнъицзяо" называлась еще "тяньшидао" - "путь
небесного наставника". Патриарх ее Чжан Цзунъянь в 1276 г. получил
от юаньского императора Ши-цзу официальный титул тридцать шестого
Небесного наставника.
Последователи южной