усилия и наработки, не переоценивать значимость технических средств ("инструментов тантры"), не быть эгоцентричным йогом-одиночкой, ставящим свои личные цели и желания выше Кулы и практикующим вне кула-чакры. Вне Матери-Кулы едва ли возможно достичь Шивы-Отца. Интеграция в Кулакайю (Тело Кулы) совершенно необходима в тантрической практике. Почитание "знающих Кулу" состоит в почитании учителей, старших и вообще всех, кто более продвинут на Пути Кулы и в особенности тех, кто хорошо знает Тантры, предписывающие правила и методы каула-садханы. В "Маханирвана-тантре" Шива говорит: "Как Гималаи среди гор, как Я среди - других богов, так и знающий Тантры - среди людей+". Почитанием каула-джнянинов удовлетворяется сама Божественная Чета Шива-Шакти. В "Куларнава-тантре" (IX.88) Шива говорит: "Я обитаю не на Кайласе, не на Меру или Мандаре. Я всегда там, где пребывают знающие Кулу". Поэтому почитание каула-джнянинов (а также самой каула-чакры и всей Кулы в целом ) выше, глубже и мистичнее обычного почитания Божественного через традиционные религиозные символы и атрибуты (священные изображения и т.п.).
8. [Тот, кто] знает в мире учение Кулы, зовется богатым, - среди таких, кто бы они ни были, должна почитаться Богиня Кулы.
Комментарий: Что может быть ценнее Знания, дающего спасение? Кто может быть в истинном смысле богаче джнянина, как бы он ни выглядел в глазах обывателей? В "Куларнава-тантре" (I.69) Господь говорит: "Еда, питьё, сон и совокупление и прочие [естественные потребности] - общие для всех существ. Только обладатель Знания достин называться человеком, лишённый его - животное". Общество таких джнянинов - кула-чакра, священный круг посвященных, проекция Кулы на материальном, феноменальном плане. Где же ещё Богиня Кулы может быть почтена во всей Своей Полноте всей полнотой возможностей поклоняющегося, как не в Куле?
9. Истинно, без сомнения, что для человека, который почитает Калику без Пути Кулы, нет [достижения] неба, радости и освобождения.
Комментарий: Почитающий Кали вне Кулы не только не достигает желаемых результатов, но и более того, часто сталкивается с массой трудностей в своей жизни. По этой причине индусы-нетантрики редко решаются без особой на то необходимости поклоняться Кали. Они стараются не держать дома Её изображений и янтр, не произносить Её гимны и мантры. Это не случайно. Будучи Богиней Кулы, олицетворением Божественной Полноты, Кали может быть по-настоящему почитаема лишь в Куле и только истинными кауликами. Прочие, произнося Её имена и мантры, вызывают нисхождение Её мощной энергии, но не в состоянии её вместить, удержать и на что-то направить, поэтому она вызывает в их жизни больше деструктивных эффектов, чем позитивных. Они подобны маленькому сосуду, который, будучи подставленным под низвергающийся водопад, сметается мощным потоком вместе с тем, кто держит этот сосуд. Так и Кали, будучи призванной не-кауликой, подобно водопаду, сметает всё на Своём пути. Обычный человек (пашу) не может самостоятельно и в полном объёме почитать Калику. Только настоящий тантрик-вира может почитать Её на Пути Кулы вместе со своми собратьями через кула-чакру. Садхака-пашу должен поклоняться Кали не непосредственно, а через почитание кауликов, кула-гуру или Её жрецов, а также может почитать те Её проявления, которые могут быть почитаемы и пашу - Дакшинакали и др.
10. Благодаря почитанию стоп Калики [обретается] долгая жизнь, здоровье, могущество, сила, процветание, великая слава, прозорливость, наслаждение и освобождение.
Комментарий: В благословенной "Шакта-прамоде" (Кали-тантра, 179) сказано: "Кали - Великая Сила Знания (Махавидья), и в кали-югу Кали - Та, что дарует все совершенства (сиддхи). В кали-югу Кали и Совершенна (siddhA), и Подательница всех даров (varapradA)".
11-12. Благодаря дхьяна-йоге в белом [цвете] обретается прозорливость и власть, благодаря дхьяна-йоге в желтом [садхака] может повелевать всем миром. Чёрного цвета [дхьяна используется] для умерщвления врагов, дымчатого цвета - для устранения врагов. C этой видьей должен соприкасаться произносящий мантру, даже если он падший.
Комментарий: В такой созерцательной медитации-визуализации (дхьяне) садхака созерцает варны (буквенные знаки-слоги санскритского алфавита), из которых состоит Кали-видья (мантра Кали). Он созерцает их как светящиеся знаки, потому они и называются варнами, т.е. "цветами" или "цветными". Конкретный цвет созерцаемых (и одновременно