1882, с. 15-16, № 4), и гимн Мардуку, опубликованный Крейгом (Craig J. A. Assyrian and Babylonian Religious Texts. Vol. 1. Lpz., 1895, с. 29-31), а также более мелкие тексты в отрывках. Редкий пример двойного акростиха см.: Sweet R. F. G. A Pair of Double Acrostics in Akkadian. - Orienlalia. N. s. 38, 1969, с. 459-460.
70 Оценку этого текста историком литературы см.: Hofer-Heilsberg A. Ein Koilschrifttoxt, dor дlteste Mimus der Weltliteratur und seine Auswirkung. - Theater der Welt. 3-4, 1937, с. 1-16.
71 Ср.: Gurney 0. R. The Tale of the Poor Man of Nippur. - AnSt. 6, 1956, с. 154-164; Julow V. The Source of a Hungarian Popular Classic and Its Roots in-Antiquity. - Acta Classica Univ. Scient. Debreciniensis. 6, 1970, с. 75- 277
Наплану 302
Наполеон 5, 7
Нарам-Суэн 42, 79, 120, 123, 179, 225, 287, 304-305
Нергал 155, 209, 213, 277
Нериглисар 75, 213
Нехо II 304
Нимрод 38
Нингирсу 213
Нинурта 154, 160, 213, 222
Нисаба 192 Ной 208, 210
Оанн 155, 283
Одиссей 160
Оппенхейм А. Л. 275, 284, 313-315
Папсуккал 153
Пинчес Т. Г. 291
Пириустана 276
Платон 108
Плиний 294
Притчард Дж. Б. 300
Птолемеи 51, 304
Птолемей I Сотер 304
Птолемеи XIV Филопатер 304
Пфейфер Р. 298
Райнер Э. 315
Рамсес II 225, 303, 309
Рассам Г. 301
Рим-син 125, 301-302 Руса 81
Салманасар I 118, 133
Салманасар III 80, 133-134, 277
Салманасар IV 221
Салманасар V 305
Самсу-илуна 81, 119, 125, 302
Самуил 96, 122
Саргон Аккадский (Саргон Великий, Саргон Старший) 42, 77-78, 81, 99, 115, 120, 122-123, 141, 162, 219, 275, 301, 305
Саргон II 75, 96, 118, 134-135, 150, 201, 221, 226, 276, 301-303, 305 306, 308-309
Саргониды 5, 83, 246, 263, 281, 306
Сасаниды 39, 107, 306
Селевк I
Никатор 306
Селевкиды 10, 12, 39, 51-52, 70, 11".. 163, 171, 224, 304, 306
Семирамида 83, 276
Сенусерт 111 110
Сивил M. 281, 292
Сидури 208
Сип 86, 121, 155, 246
Синаххериб 70, 75, 111, 118, 129, 135, 147, 180, 201, 221, 276, 298, 304. 306
Син-кашид 275
Син-мубаллит 124, 130
Смит С. 295, 300
Соломон 133
Софокл 228
Страбон 287
Стратоника 276
Сумуабум 115
Суппилулиумас 131, 275, 298
Су"эн 155
Талквист К. 283
Таммуз (см. также Думузи) 155, 214
Ташмету 150, 155
Тешуп 156
Тиамат 147, 200-201, 209
Тиглатпаласар I 118, 133-134, 194, 212
Тиглатпаласар II 133
Тиглатпаласар III 114, 129, 134, 305, 307
Траян 303, 309
Тукульти-Нинурта I 120-121, 132, 1У.. 212, 263
Тукульти-Нинурта II 134
Тутанхамон 277
Тушратта 298
Уайзман Д. 25, 297
Унгер Э. 298-299
Ур-Намму 118, 308
Уршанаби 204
Утнапиштим 208 Уту 155
Утухенгаль 123, 277, 308
Фелькенштейн А. 308
Фемистокл 112
Финкельштейн Дж. 309
Флавий Иосиф 304
Халд 303
Хаммурапи 30, 46, 48, 50, 52, 78, 81. 118-119, 122, 124-127, 129, 131, 163, 220, 228, 233, 245-246, 280, 297, 299, 301-302, 308, 309;
Кодекс Хаммурапи: 61, 191, 224, 232, 275, 309
Хануну (Ганон) 76
Хаттусилис III 162, 225, 309
Хумбаба 206
Царпаниту 150, 155
Циклоп 253
Шагаракти-Шуриаш 277
Шамаш 146, 155, 168, 172-173, 204, 211, 214, 246, 282, 306
Шамаш-шум-укип 135, 227, 299
Шампольон Ф. 7
Шамши-Адад I 48, 124, 131, 275, 303-305, 307-308
Шамши Адад V 83, 222, 225
Шапур I 309
Шаркалишарри 279
Шаушка 156
Шеруа 277
Шёберг О. 287
Шпейзер Э. 298
Шульги 120, 295, 308
Шумалия 156
Шуриаш 156
Шy-Суэн 95, 281, 308
Птутрук-Наххунте 212
Эа 154, 156, 209-210, 212-213, 243, 309
Эанпатум 162, 225
Эбелинг Э. 271
Элиан 290
Эллиль (Энлиль) 154
Знки 154, 309
Энкиду 205-207, 290
Энлиль (Эллиль) 154, 304
Энмеркар 29, 205, 308-309
Эрешкигаль 155, 209, 213
Эриба-Мардук 129
Эрра 212; ""Эпос об Эрре"": 15, 121, 186, 203, 211-212
Эрра-имитти 115, 120
Этана 211; ""Сказание об Этане"": 15, 209
Эхнатон 220, 298
Ясмах-Адду 220
Яхали 80
Яхдун-Лим 303
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Первое русское издание книги А. Лео Оппенхейма ""Древняя Месопотамия"" сразу же нашло многочисленных читателей и полностью разошлось в течение нескольких дней. Автор работал над этим фундаментальным трудом двадцать лет. В книге даны как полная картина современного состояния ассириологии с учетом разнообразных источников и результатов многолетних исследований, так и синтез взглядов самого Оппенхейма на почти трехтысячелетнюю культуру вавилонян и ассирийцев. В своей работе он не претендует на всеобъемлющее отображение месопотамской цивилизации, а стремится из бесчисленного количества