Изд. 2-е, испр. и доп. Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. Послесл. М. А. Дандамаева. - М.: Наука, Главная редакция восточной -литературы, 1990. - 319 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предварительные замечания
Введение. Ассириология. Как работают ассириологи
Глава 1 Становление Месопотамии
.............Фон
.............Декорации
.............Действующие лица
.............Окружающий мир
.............Примечания
Глава II ""Построим себе город и башню""
.............Социальная структура
.............Экономические факторы
.............""Великие организации""
.............Город
.............Урбанизация
.............Примечания
Глава III ""Владычество переходит от народа к народу""
.............Исторические источники или литература?
.............Очерк истории. Вавилона
.............Очерк истории Ассирии
.............Примечания
Глава IV ""Близок бог, но трудно его познать""
.............Почему не следует писать ""очерка месопотамской религии""
.............Почитание богов и жертвоприношения
.............Месопотамская ""психология""
.............Искусство предсказателей
.............Примечания
Глава V ""На обожженных кирпичах""
.............Роль письменности
.............Писцы
.............Творчество
.............Образцы нелитературных текстов
.............Примечания
Глава VI ""В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего""
.............Медицина и врачи
.............Математика и астрономия
.............Мастера и художники
.............Примечания
Эпилог
Словарь имен, географических названий, терминов
Список основных сокращений
M. А. Дандамаев. Послесловие
Указатель имен
________________________________________
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Отто Нейгебауэру в знак восхищения
Подзаголовком к данной книге - ""Портрет погибшей цивилизации"" - я хотел как можно более определенно сказать о методе, которого намерен придерживаться.
Моя работа над рукописью продолжалась около двадцати лет. Это был период непрерывного обдумывания и переписывания. Во мне росло убеждение, что надо искать новые пути, чтобы лучше познакомить читателя с культурой Месопотамии. Я понимал, что ни бесконечное дробление материала на мельчайшие проблемы, ни пространные инвентари, составленные с претензией на объективность, ни использование какой-либо из принятых всеобъемлющих схем не могут показать цивилизацию Месопотамии так, чтобы целое и отдельные части вырисовывались одинаково ясно. Это может быть достигнуто лишь путем широкого охвата, сведения воедино и последующего четкого изложения наиболее характерных фактов, выбранных из огромной массы разнообразного и часто бессвязного материала, который филологи и археологи извлекают из табличек, черепков, развалин и памятников искусства Месопотамии и который они классифицируют и располагают самыми разнообразными способами.
Портретирование, т. е. выборочное изображение самого главного, - вот, как мне кажется, единственный путь к цели. Портрет, опуская подробности, передает индивидуальное, стремится уловить в человеке главное. Он позволяет не просто уловить мгновение, но и запечатлеть облик человека в какой-то важный, узловой момент его жизни, когда черты отражают пережитое и позволяют предвидеть будущее. Конечно, чтобы нарисовать портрет многогранной цивилизации, требуется такое всеобъемлющее и глубокое знакомство с ней, на которое я едва ли могу претендовать, если дело касается давно прошедших эпох. И все-таки, сознавая всю серьезность стоящих передо мной препятствий, я избрал этот путь воссоздания портрета месопотамской цивилизации - не столько как самоцель, сколько ради использования тех возможностей, которые он предоставляет. С его помощью я надеюсь показать основные особенности и внутреннюю сущность месопотамской цивилизации, ее неповторимость, а также обрисовать роковые черты напряженности и усталости, которые постоянно угрожали ее целостности.
Любой ассириолог, читавший, подобно мне, множество клинописных текстов и стремившийся не только к исследованию лингвистических форм, но и к постижению общих закономерностей развития, неизбежно придет к совершенно иной оценке месопотамской цивилизации, и его концепция будет отличаться от моей как в большом, так и в малом. Ведь и в живописи сколько-нибудь стоящий портрет говорит о самом художнике не меньше, чем о характере