А. Лео Оппенхейм .

Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации.

Изд. 2-е, испр. и доп. Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. Послесл. М. А. Дандамаева. - М.: Наука, Главная редакция восточной -литературы, 1990. - 319 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предварительные замечания

Введение. Ассириология. Как работают ассириологи

Глава 1 Становление Месопотамии

.............Фон

.............Декорации

.............Действующие лица

.............Окружающий мир

.............Примечания

Глава II ""Построим себе город и башню""

.............Социальная структура

.............Экономические факторы

.............""Великие организации""

.............Город

.............Урбанизация

.............Примечания

Глава III ""Владычество переходит от народа к народу""

.............Исторические источники или литература?

.............Очерк истории. Вавилона

.............Очерк истории Ассирии

.............Примечания

Глава IV ""Близок бог, но трудно его познать""

.............Почему не следует писать ""очерка месопотамской религии""

.............Почитание богов и жертвоприношения

.............Месопотамская ""психология""

.............Искусство предсказателей

.............Примечания

Глава V ""На обожженных кирпичах""

.............Роль письменности

.............Писцы

.............Творчество

.............Образцы нелитературных текстов

.............Примечания

Глава VI ""В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего""

.............Медицина и врачи

.............Математика и астрономия

.............Мастера и художники

.............Примечания

Эпилог

Словарь имен, географических названий, терминов

Список основных сокращений

M. А. Дандамаев. Послесловие

Указатель имен

________________________________________

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Отто Нейгебауэру в знак восхищения

Подзаголовком к данной книге - ""Портрет погибшей цивилизации"" - я хотел как можно более определенно сказать о методе, которого намерен придерживаться.

Моя работа над рукописью продолжалась около двадцати лет. Это был период непрерывного обдумывания и переписывания. Во мне росло убеждение, что надо искать новые пути, чтобы лучше познакомить читателя с культурой Месопотамии. Я понимал, что ни бесконечное дробление материала на мельчайшие проблемы, ни пространные инвентари, составленные с претензией на объективность, ни использование какой-либо из принятых всеобъемлющих схем не могут показать цивилизацию Месопотамии так, чтобы целое и отдельные части вырисовывались одинаково ясно. Это может быть достигнуто лишь путем широкого охвата, сведения воедино и последующего четкого изложения наиболее характерных фактов, выбранных из огромной массы разнообразного и часто бессвязного материала, который филологи и археологи извлекают из табличек, черепков, развалин и памятников искусства Месопотамии и который они классифицируют и располагают самыми разнообразными способами.

Портретирование, т. е. выборочное изображение самого главного, - вот, как мне кажется, единственный путь к цели. Портрет, опуская подробности, передает индивидуальное, стремится уловить в человеке главное. Он позволяет не просто уловить мгновение, но и запечатлеть облик человека в какой-то важный, узловой момент его жизни, когда черты отражают пережитое и позволяют предвидеть будущее. Конечно, чтобы нарисовать портрет многогранной цивилизации, требуется такое всеобъемлющее и глубокое знакомство с ней, на которое я едва ли могу претендовать, если дело касается давно прошедших эпох. И все-таки, сознавая всю серьезность стоящих передо мной препятствий, я избрал этот путь воссоздания портрета месопотамской цивилизации - не столько как самоцель, сколько ради использования тех возможностей, которые он предоставляет. С его помощью я надеюсь показать основные особенности и внутреннюю сущность месопотамской цивилизации, ее неповторимость, а также обрисовать роковые черты напряженности и усталости, которые постоянно угрожали ее целостности.

Любой ассириолог, читавший, подобно мне, множество клинописных текстов и стремившийся не только к исследованию лингвистических форм, но и к постижению общих закономерностей развития, неизбежно придет к совершенно иной оценке месопотамской цивилизации, и его концепция будет отличаться от моей как в большом, так и в малом. Ведь и в живописи сколько-нибудь стоящий портрет говорит о самом художнике не меньше, чем о характере