Плоды были пита- тельны. Их можно было сушить и хранить долгое время. Четверым скитальцам было ясно: только после того как поспеют груши, а их тела нальются новыми силами, они смогут думать об осуществлении готовившегося побега на Запад.
Именно в это время произошли два важных события. Если одно из них, хотя и временно, облегчило им жизнь, то другое фактически обеспечило возвращение к цивилизации.
Первое из этих событий состояло в том, что де Баке удалось убе- дить членов одного из дружественных племен в полезности торговли, примитивной меновой торговли с другими племенами. Ему сопутство- вал успех. Он стал уважаемым человеком и впервые получил возмож- ность свободного передвижения. Вот его собственные слова:
Мои запасы состояли в основном из морских раковин, сердцевидных ракушек и створок раковин, применяемых ими для срезки напоминаю- щих бобы плодов, которые они используют в качестве лекарства и как украшение во время праздников и танцев. Они ценят их очень высоко наряду с жемчужными раковинами и некоторыми другими пред- метами. Эти предметы я относил в глубь страны и приносил оттуда полученные в обмен шкуры и красную охру, которой они разрисовы- ваю себе лица и красят волосы. Я приносил также кремни, клейкови- ну и твердый камыш, необходимые для изготовления наконечников стрел, кисти из оленьей шерсти, которые они окрашивают в красный ц нравился. Меня не заставляли ничего делать, и я больше не был рабом 6.
Во время одной из таких торговых вылазок он вновь обнаружил До- рантеса, который был в то время рабом. Находясь теперь в племени индейцев мариамов, они наметили на сезон созревания кактусовых груш план нового побега. К этому моменту они находились в пути уже шесть лет. Друзья договорились встретиться под покровом ночи вне лагеря. Но Кастильо не явился. В последнюю минуту его отпра- вили в племя лампадос. Трое остальных подстерегли перекочевывавш на другое место племя и сумели предупредить Кастильо, который на следующую ночь пробрался к ним.
И вот теперь-то и началось самое большое из чудес, которыми соп- ровождались эти восьмилетние мучения.
Еще в предшествующие годы в различных местах случалось так, что, когда они начинали рассказывать индейцам о великом и всемогущем белом боге, те скромно предлагали в ответ доказать это могущес- тво, вылечив их больных соплеменников. Совсем не простая задача, если иметь в виду, что ни один из четверых не имел ни малейшего представления о медицине. Их знания уступали даже тем, которыми располагали местные знахари, разбиравшиеся в лечебных свойства трав. В безвыходном положении нашим путешественникам не остава- лось иного выхода, кроме молитвы. И они во всю размахивали над больными индейцами крестом, попутно делая им искусственное дыха- ние. Вака, вновь и вновь помогал им.
Однажды они добрались до индейцев племени чававаров, которые слы- шали, что три белых и один чернокожий были великими врачевателя- ми. Среди членов этого племени было особенно велико число людей, страдавших по непонятным причинам от ужасных головных болей. Де Вака осенил их крестом, и индейцы тут же почувствовали себя из- лечившимися. Сегодня не только католическая церковь, опирающая- ся на тысячелетнюю традицию, но и современная психиатрия знают о возможности излечения верой. Церковь приписывает такой ре- зультат влиянию всевышнего, богородицы или святых, а современная наука усматривает причину в вере пациентов в чудо.
Как бы то ни было, но де Вака вновь и вновь говорит о своей вере во всевышнего, снова и снова возносит слова благодарности всемо- гущему. Однако и ему, по-видимому, становилось жутко (поэтому он и стремился сохранять смирение), когда, например, полный отчая- ния, он стоял у изголовья больного, который на протяжении многих дней не поднимался с постели и которому он не мог помочь ничем, кроме крестного знамения. Они между тем заметили, что такая про производила особенно сильное впечатление, если сопровождалась длительными торжественными церемониями. Де Вака прибег к этой уловке и на этот раз: обреченный поднялся на следующий день здо- ровы
Отныне в них стали видеть людей, наделенных сверхъестественной силой. С новой отчаянной ситуацией де Вака столкнулся, когда к нему принесли раненого, в груди которого глубоко засел наконеч- ник стрелы. Де Ваке пришлось сделать свою первую хирургическую операцию. Каменным ножом он рассек рану, удалил из нее наконеч- ник стрелы и зашил грудь пациента