К. В. Керам

Первый американец. Загадка индейцев доколумбов

крикун. Но это не поможет установить принадлежность аборигенов к какому-либо определенному народу. Проще всего предположить, что викинги не делали никакого разли- чия между индейцами и эскимосами и любого встречного аборигена назы скрелингом.

Вопрос остается открытым.

Без ответа остается также вопрос о том, сколько викингов, или хо- тя бы один из них, добрались до Америки в следующие столетия. Ведь они жили в Гренландии около 500 лет, прежде чем по неизвес- тной причине исчезли оттуда[9]. В истории открытий успехи прихо- дят волнами. Весьма вероятно, что попытки решить проблему викин- ги в Америке, которая за десять лет неожиданно получила такой импульс, вскоре дадут удивительные результаты.

Сегодня же мы можем сказать только одно: высадки викингов в Аме- рике интересны со многих точек зрения. Но они не изменили ни ми- ровоззрения, ни экономических условий жизни коренных жителей Аме- риканского континента. Это сделал Колумб, это сделали завоевав- шие с юга североамериканский континент испанцы, речь о которых пойдет в следующей главе.

И может быть, брат Лейфа, Торвальд, был провидцем, когда, вырвав стрелу из смертельной раны, произнес свои последние слова. Он сказал: Вижу, что на моей талии слишком много жира. Мы открыли плодородную страну, но она не принесет нам счастья!7

2. СЕМЬ ГОРОДОВ СИБОЛЫ

Среди испанских завоевателей, вторгшихся в Америку, нашелся один-единственный человек, осмелившийся поднять голос против чудовищных преступлений, которые творились захватчи- ками в отношении краснокожих. Это был епископ Бартоломе де Лас Ка-сас, написавший в 1552 г. свое Краткое донесение о разорении Индий.

Только этот человек видел в индейцах равноправных людей, призна- вал их добродетели, считался с их традициями. Только он отмечал самобытность их культуры, которая по крайней мере в империи ацте- ков Мексики и в империи инков Перу была во многом выше и тоньше культуры захватчиков, являвшихся худшими представителями своей страны и своей церкви.

За первооткрывателем Колумбом двинулись завоеватели. Эр-нандо Кортес с горсткой тяжеловооруженных всадников[10] начиная с 1519 г. в течение двух лет сумел разрушить цветущую империю Монтесумы (по словам Шпенглера, он сделал это подобно тому, как прохожий мимоходом сшибает головку подсолнечнику) и захватил несметные сокровища. Не меньше золота награбил и Франсиско Писарро, уничто- живший в 1533 г. империю Атауаль-пы. Под сенью креста наместники испанской короны творили самые невероятные насилия, убивая и гра- бя аборигенов.

Лас Касас (1474-1566), который на протяжении сорока лет непосред- ственно наблюдал эти зверства, говорит об индейцах: Это люди хрупкого телосложения. Они не переносят тяжелых болезней и быс- тро гибнут от малейшего недомогания.

Иллюстрация из прошения о лучшем обращении. Оно было подано мек- сиканскими индейцами испанским властям в 1570 г. (после того как испанцы уже уничтожили миллионы коренных жителей).

Что же делают с ними испанцы? Сначала они крестят их. Затем прев- ращают в рабов и отправляют закованными в цепи - мужчин, женщин, детей - на плантации в рудники. На протяжении сорока лет они за- няты лишь тем, что терзают, душат, истязают, пытают и мучают их. С помощью тысяч столь же новых, сколь редких пыток, которых преж- де никому и нигде не доводилось видеть, о которых не приходилось ни слышать, ни читать, они самым зверским образом сживают их со света. Таким путем они добились того, что из населения острова Эспаньола, еще недавно насчитывавшего более 3 млн[11]., которых я видел собственными глазами, сегодня осталось менее чем триста достоверно установленным, что на протяжении упоминавшихся сорока лет путем тиранического II ДЬЯВОЛЬСКОГО обращения со стороны христиан, о котором шла речь выше, более двенадцати миллионов мужчи самым жестоким и гнусным образом. Христиане заключали пари друг с другом о тол, кто из них сможет одним ударом меча рассечь человека пополам, проколоть ему пикой голову или вырвать внутрен- ности из живота. Они за ноги отрывали новорожденных от груди ма- терей и разбивали им головы о скалы. Они сооружали также широкие виселицы, на каждой из которых подвешивали во славу Спасителя и двенадцати апостолов по тринадцать индейцев, затем снизу подкл дрова и сжигали всех заживо. Случалось, что некоторые христиане либо из сострадания, а чаще всего из желания прослыть великодуш- ными оставляли в живых отдельных детей и сажали их позади