OCR Красно
О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ ЭТА КНИГА.
ВСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТ И НЕОБЫЧНЫЕ КУРГАНЫ.
КНИГА ПЕРВАЯ 1. КОЛУМБ, ВИКИНГИ И СКРЕЛИНГИ.
2. СЕМЬ ГОРОДОВ СИБОЛЫ.
3. ГИМН ЮГО-ЗАПАДУ - ОТ БАНДЕЛЬЕ ДО КИДДЕРА.
4. ВОЗВЫШЕНИЕ И УПАДОК ПУЭБЛО АЦТЕК.
5. МУМИИ, МУМИИ:
КНИГА ВТОРАЯ 6. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ АРХЕОЛОГИЯ И РАДИ ЧЕГО ЕЕ ИЗУЧАЮТ.
7. СЛОИ И ЧЕРЕПКИ.
8. БЕГ ВРЕМЕНИ.
9. НЕСКОНЧАЕМОЕ ДРЕВО.
КНИГА ТРЕТЬЯ 10. ВДОЛЬ ПО УЛИЦЕ:
11. ЛЮБОПЫТНЫЕ БРАТЬЯ ИЗ МЕСА-ВЕРДЕ.
12. ИНДЕЙЦЫ КУЛЬТУР КОЧИСЕ, МОГОЛЬОН И ХОХОКАМ - ИСЧЕЗНУВШИЕ БЕССЛЕДНО.
13. ИСТОРИЯ МАИСА.
Перевод с немецкого М. В. ВОРОНКОВСКОЙ и Н. А. САВИНКОВА
Под редакцией и с послесловием доктора исторических наук В. И. ГУЛЯЕВА
Hamburg 1972
МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО ПРОГРЕСС 1979
Редактор Новикова М. М.
Редакция литературы по истории
Перевод на русский язык и послесловие. Издательство Прогресс, 1979
Археолог может отыскать бочку,
но при этом не заметить Диогена.
Сэр Мортимер Уилер
Мы стремимся взять у прошлого пламя, а не золу.
Жан Жорес
О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ ЭТА КНИГА
Для развития и сохранения культуры
особое значение имеют приключения.
Альфред Норт Уайтхед, математик и философ в Приключениях идей, 1933 г.
Это история североамериканской археологии, точнее, археологии се- годняшних Соединенных Штатов. В то же время это и история древ- них индейских культур Северной Америки.
Каждый знает, что около пятисот лет назад в Центральной и Южной Америке испанцы уничтожили высокоразвитые индейские культуры, в том числе ацтеков и инков. Менее известно другое, что в итоге ра- бот, которые длятся уже почти сто лет, археологам удалось от- крыть и в Северной Америке следы существования высоких цивилиза- ций[1]; что здесь они также имели дело с исследованием пирамид (маундов), мумий, открытиями кладов, представляющих собой не тольк огромную научную, но и материальную ценность; что археоло- ги сумели проследить жизнь первых американцев вплоть до леднико- вого периода, до времен охотников на мамонта.
Как и в других моих книгах, я прослеживаю здесь, чаще всего в хронологической последовательности, открытия археологии. При этом сама собой восстанавливается панорама сменяющих друг друга циви- лизаций и их истории в том виде, как слой за слоем их открывали археологи. Моя книга не конкурирует с наукой, поскольку речь пой- дет не о занятии наукой, а лишь о том, чтобы привлечь к ней вни- мание. Книги такого рода предполагают существование определенног интереса у читателя. Моя же призвана пробудить такой интерес у множества людей, которые пока либо вообще ничего не знают, либо имеют самое смутное представление о сокровищах прошлого.
Моя книга - не научно-популярная работа в общепринятом смысле. Напротив, это труд глубоко увлеченного писателя, который изменил принцип, сформулированный французскими натуралистами: Видеть не природу, а науку через призму характера.
Этот принцип дает право на довольно дерзкое обращение с истори- ческим материалом и на сокращения, которые вряд ли когда-либо мог себе позволить специалист-ученый, а если бы он и отважился на это, чтобы внести хоть какой-то порядок в безбрежный материал, то наверняка извинился бы.
В книге могли быть всесторонне представлены лишь отдельные архео- логи и их труды, многие - лишь упомянуты. А имена ряда других ученых, чьи работы, проводившиеся, например, на территории севе- ро-запада США и Аляски, имеют не меньшее значение, даже не назва- ны, поскольку я не хотел отклоняться от основной темы, которая проходит через все повествование.
В то же время настоящая книга содержит значительную информацию, которой не найти в специальной литературе. Это неизбежно, когда работаешь как писатель, а не как ученый. В таких случаях, как правило, целиком отдаешься поиску интересного, необыкновенного, и прежде всего человеческого, начала в сухой науке. Я с удовлет- ворением могу заявить, что мне нельзя предъявить обвинений в на- сильственной романтизации, в чрезмерном подчеркивании приключен элемента, детективного поиска, которые так часто предшествовали научным открытиям и сопровождали их.
Однако этот приключенческий аспект никогда не должен затенять главного: утомительной, упорной, полной самоотречения, чисто научной кропотливой работы в поле и в музее. Темперамент автора не может служить оправданием ни для недостатка внимания к фактам, ни для малейшего