царство Божье будет материализовано в человечестве и через него. Но в сфере сознания всё будет обстоять совершенно иначе.
С точки зрения феноменального мира Учитель Мудрости представляет Собой человеческое существо. Он имеет физические признаки, функции, поведение 253] и механизм четвёртого царства природы, однако заключённое в форму сознание совершенно изменилось. Поэтому анализ, о котором идёт речь на этих страницах, относится к отличиям в сознании, а не в форме. Символ на внешнем плане остаётся прежним, хотя и становится более совершенным, но его качество и состояние осведомлённости настолько отличны, насколько качество и осведомлённость человеческого существа отличны от таковых растения. Эта отчасти новая мысль имеет исключительное значение. В этом тайна происходящего ныне решительного смещения в мир смысла, подразумевающая новую осведомлённость и новый взгляд человечества на мир более значительных ценностей. Но – что интересно – это осведомлённость, присущая новому царству природы, остающемуся частью старого. Здесь-то и осуществляется новый синтез и слияние.
Бог не планировал бесконечного циклического появления всё новых непредсказуемых форм. Человечество будет и дальше совершенствовать человеческий механизм, чтобы не отставать от роста божественного сознания в человеке, но, поскольку в человеке сходятся и сплавляются три линии божественности, то для достижения следующих состояний сознания нет нужды в появлении дальнейших кардинальных отличий во внешнем мире феноменов. В прошлом каждое большое раскрытие сознания влекло за собой и появление новых форм. Но больше этого не будет. Сознание Бога, действовавшее в субстанции минерального царства и работавшее над ней, производило формы, совершенно отличные от тех, какие то же сознание, работающее над субстанцией более высокого порядка, создавало в животном и человеческом царствах. Согласно божественному плану для нашей Солнечной системы дифференциация форм в ней имеет свои пределы и не может идти дальше определённой точки. Человеческое царство достигло такой точки в нынешнем мировом цикле. И отныне аспект сознания Божества будет дальше совершенствовать формы четвёртого царства природы через посредство 254] тех, чье сознание относится к пятому царству. Решение этой задачи возложено на Иерархию Учителей. Оно поручено и Новой Группе Мировых Служителей, которая на физическом плане может стать инструментами Их воли. Благодаря этой группе внутренние божественные качества доброй воли, мира и любви могут усиливаться и получить выражение через человеческие существа, заключённые в формы четвёртого царства.
Эти интересные моменты мы обсудили потому, что очень важно иметь какое-то понимание фактора анализа в поле синтеза. Анализ слишком часто путают с обособлением. Проблема сложна и многогранна, но понимание составляющих её основу факторов будет расти вместе с ростом мудрости и знания человечества. Концепция Плана, которую мы разбираем, появилась благодаря постижению его посвящёнными.
е. Присущая человеку склонность к идеализации
Интересно, что вышеописанные факторы обеспечения душевного контроля автоматически и естественно подвели нас к шестому закону, или правилу: способности – присущей, неотъемлемой и духовно инстинктивной – идеализировать. Инстинкт, интеллект, интуиция, оперирование идеями и просветление – лишь вариации и разные аспекты одной великой способности человека, и в той или иной степени присущи всем формам всех царств. Идёт ли речь о способности крохотного зернышка, скрытого глубоко в почве, пробиться через окружающие преграды и подняться к свету, или о способности человеческого существа воскреснуть от смерти в материи для жизни в Боге и проникнуть в мир Реального из сферы нереального, – и то и другое обусловлено одним и тем же базисным фактором идеализма. Антропология и история дают нам отчет об эволюции индивидуального человека и наций, об их 255] активности на плане явлений. Но есть история, которая медленно вырисовывается сегодня, – это история зерна сознания в природе и становления способности распознавать идеи и прилагать все усилия к их исполнению. Это новая история, которая – как и следовало ожидать – неуклонно влечёт нас в мир смысла и постепенно открывает природу тех импульсов и тенденций, которые неизменно вели человечество вперёд, от самой плотной точки конкретной, первобытной жизни до мира чувственного восприятия.
Именно в этой области работают Учителя и именно в ней призывают активизироваться Своих учеников. Сила идей начинает пониматься только