облегчается тем, что художник в течение многих жизней находится под влиянием одного и того же Луча личности. Только этим объясняется упомянутый выше оккультный парадокс, на который художникам следует обратить внимание. Ещё одной причиной неудачи часто становятся слишком высокое самомнение и амбициозность многих художников. В какой-то узкой области они превосходят своими способностями обычного человека. Но они не способны жить как душа, и их хвалёное превосходство слишком однобоко. Им нередко недостаёт жизненной дисциплины или самоконтроля, которые заменяются порывами гениальности, поразительными достижениями в избранном виде искусства и жизнью в неладах с божественностью, что и выражается в их художественных достижениях. Понимание значения и механизма гениальности составляет одну из задач новой психологии. Гений – это всегда выражение души в какой-то творческой деятельности, открывающей мир смысла, божественности и сокровенной красоты, которые обычно застилает феноменальный мир, но которые он когда-нибудь обязательно отразит в истинном свете.
д. Фактор анализа
Пятым определяющим качеством или видом активности души является фактор анализа. Это один из управляющих человечеством закон, 251] о чём всегда нужно помнить. Анализ, распознавание, выделение и различение суть божественные свойства. Если они способствуют появлению чувства обособленности, отличия, значит стимулируют личностные реакции, что указывает на личностное злоупотребление ими и на неправильное использование их. Если же они подчинены пониманию синтеза и поставлены на службу Плану, охватывающему в себе целое, то являются душевными качествами и законами, играющими существенную роль в правильном раскрытии божественной цели. План Бога осуществляется благодаря правильной расстановке акцентов, и когда мы акцентируем один аспект, или качество, то временно исключаем или забываем другой или другие аспекты. В этом и состоит основная суть закона циклов, с которым работают Учителя. При этом от Них постоянно требуется использовать умение анализировать и способность различать.
Тот факт, что во времени и пространстве господствуют пары противоположностей и что с их помощью Учителя ткут ткань жизни, указывает на первичную дифференциацию Единого на двух, двух – на трёх, трёх – на семь основных, и семи – на множество. Превращение единства в многообразие полностью протекает под управлением этого душевного закона – закона анализа в рамках синтеза.
«Семена различия», как их называют, суть главные факторы появления феноменального мира. С этими семенами Иерархия работает, как садовник – с семенами цветов, и из них вырастают нужные дифференцированные формы, которые производят дальнейшие различия. Посев семян, их взращивание и уход за ними входят в обязанности Иерархии по отношению к феноменальному миру, особенно с приходом каждого Нового Века, как это происходит сегодня. Учителям необходимо, прежде всего, понять, какой смысл воля Бога пытается выразить в конкретном мировом цикле. Им приходится вникать в значение импульсов, 252] исходящих из источников, превышающих сферу Их собственного выражения и дхармы, приходится следить за тем, чтобы семена новых форм соответствовали желанному намерению. Они должны распознать характер реальности, которую должна являть каждая эпоха в ходе поступательного раскрытия божественной цели, и, кроме того, отвечают за максимальное приближение внешней реальности (по явлению и по качеству) к внутренней истине. Всё это возможно благодаря пониманию фактора, или правила анализа, которое следует считать законом, управляющим, или обеспечивающим душевный контроль как на душевных уровнях, так и на уровне явлений. Вот одна из главных задач Иерархии, требующая контроля самых проницательных умов, интуитивного постижения и аналитического желания. Стоит задуматься над этими выражениями.
Помните, что анализ управляет появлением на феноменальном плане пятого царства природы, Царства Божия. Появление этого царства предполагает различие между ним и остальными четырьмя царствами. Но различие это заключается лишь в одном – в сознании. И в этом его главная особенность, ибо в этом отношении пятое царство не похоже на остальные. Остальные четыре царства представляют отдельные феноменальные типы и отличные группы форм. Скажем, феномены растительного и животного царств кардинально отличаются друг от друга. В пятом же царстве обнаруживается новое состояние, или положение дел. Внешнее феноменальное явление сохранит прежнюю форму, хотя облагороженную и более высокого качества: