развить у себя восприимчивость к миру значащих реалий и, следовательно, способность создавать на внешнем плане такие формы, которые будут соответствовать сокровенным импульсам. Это достигается развитием творческого воображения. Человечеству пока мало известно об этой 248] дремлющей в каждом способности. Устремлённый ум озаряется вдруг вспышкой света; открывшееся великолепие поражает стремящегося, напряжённо ждущего откровения; в возвышенное мгновение сосредоточенного внимания настроившемуся на созвучие сознанию художника внезапно открываются несказанные цвета, неописуемые красота, мудрость и слава, и жизнь на секунду видится такой, какова она есть в действительности. Но видение проходит, пыл пропадает, красота растворяется. Человек остаётся с чувством утраты, лишения, но с несомненным знанием и желанием выразить то, с чем соприкоснулся и чего прежде никогда не испытывал. Он должен вернуть увиденное, должен открыть его тем, кто не пережил с ним этот миг тайного откровения, должен найти форму для его выражения и донести до других постигнутый смысл феноменального явления. Как это сделать? Как вернуть то, что он испытал однажды и что, похоже, исчезло, покинуло сферу его сознания? Он должен понять, что то, что он видел и к чему прикоснулся, по-прежнему здесь и по-прежнему воплощено в реальности; это он удалился, а не видение. Боль в моменты напряженности надо претерпевать и переживать снова и снова, пока механизм контакта не привыкнет к повышенной вибрации и не научится не только чувствовать и соприкасаться, но и по собственной воле продлевать контакт с миром сокровенной красоты. Культивирование способности входить, удерживать и передавать требует соблюдения трёх условий:
1. Готовности выдержать боль откровения.
2. Способности удерживать сознание на том высоком уровне, где приходит откровение.
3. Направления силы воображения на откровение хотя бы в той мере, в какой сознание мозга может провести его в освещённую зону внешнего 249] знания. Именно воображение или способность создания мысленных картин соединяет ум с мозгом и выносит вовне скрытое великолепие.
Осмыслив эти три условия – стойкость, медитацию и воображение, – творческий художник сможет развить у себя способность отзываться на четвёртое правило душевного контроля и в конце концов познает душу как тайный источник настойчивости, как открывателя даров созерцания и создателя всех форм на физическом плане.
Работа творческого воображения и его плоды будут заметны во многих областях человеческого искусства сообразно Лучу художника-творца. Не следует забывать, что художники встречаются на всех Лучах, и нет такого Луча, которому художников принадлежало бы больше, чем остальным. Очевидно, что форма спонтанно принимает выражение, когда упорядочена внутренняя жизнь художника, благодаря чему возможна внешняя организация его жизненных форм. Истинно творческое искусство является одной из функций души, поэтому главная задача художника состоит в выравнивании, медитации и сосредоточении внимания на мире смысла. После этого он может пытаться выражать божественные идеи в достойных формах согласно своим внутренним способностям и лучевым тенденциям в любой избранной области, которая наиболее полно отвечает его склонностям. Одновременно на физическом плане он должен без устали обучать и тренировать механизм мозга, руки и голос, через которые должно протекать вдохновение. Оно поможет ему найти правильное выражение и точное внешнее отражение внутренней реальности.
Дисциплина, которая при этом требуется, весьма сурова, и именно она становится камнем преткновения для многих художников. Их неудача объясняется различными причинами: это и страх, что использование ума негативно скажется на их работе и что спонтанное творческое искусство является и должно быть главным образом эмоциональным 250] и интуитивным, а потому слишком интенсивный ментальный тренинг может нанести ему ущерб и стать помехой. Это и инерция, которая заставляет видеть в творческой работе линию наименьшего сопротивления; инерция не позволяет задуматься о том, как приходит вдохновение, как становится возможным внешнее выражение видения или как действует механизм внутренней активности, а просто побуждает следовать импульсу. Неудача, опять же, указывает на неравномерное, несбалансированное развитие из-за того, что вследствие специализации или узкого интереса в течение ряда жизней вырабатывается способность вступать в контакт с душой лишь в какой-то одной области творчества, но не способность пребывать в контакте с самой душой. Это