В конечном итоге они приведут к полному выражению божественной Психэ. Они сделают очевидной инстинктивную, эмоциональную природу Божества, если подобные человеческие слова хоть как-то способны отразить качественные, божественные могущества.
Законы Вселенной выражают божественную Волю и ведут к проявлению божественной Цели. Это мудрость. С их помощью готовится и разрабатывается План.
Правила установления контроля Души выражают божественное качество и призваны способствовать откровению Природы Бога, которая есть любовь.
Законы Природы, или так называемые физические законы отражают стадию проявления, или точку, достигнутую в божественном выражении. Они касаются многообразия, или качественного аспекта. Они определяют, или выражают то, что божественный Дух (то есть воля, действующая с любовью) способен совершить в соединении с материей для производства форм. Это будет откровением красоты.
Первая категория законов, Законы Вселенной, разбирается в «Трактате о Космическом Огне» и при случае упоминается в остальных произведениях. Для понимания Законов Природы многое сделано современной наукой, которой можно доверять в этом, ибо всё выводится на свет знания душой. Излагая данный материал, я стараюсь заложить базис для новой психологической науки, которая должна быть основана на широком, общем понимании божественной Психэ, ищущей выражения через проявленное Целое, 228] через Солнечную систему и – что нас, собственно, и интересует – через планету со всем сущим на ней.
Когда будут признаны возможности божественной психологии, её главные направления и характеристики, когда современная психология от маловажного изучения психэ индивида (как правило, совсем не гармоничного индивида) перейдёт к самому внимательному осмыслению психологических особенностей большего Целого, лишь частью которого мы являемся, мы подойдём к новому пониманию Божества и связи микрокосма с Макрокосмом. В прошлом это было почти единоличной прерогативой философии, но теперь на это обязаны обратить своё внимание психологи. Это желанное событие произойдёт тогда, когда будет постигнут истинный смысл истории, когда будет широко развернута панорама векового раскрытия человека и когда будет наглядно видно, как через каждую часть каждой формы функционирует душа. Пока только человека считают действительно имеющим душу, но не замечают души всего. Однако человек является лишь макрокосмом для остальных царств природы.
Поэтому семь этих правил чрезвычайно важны, ибо в них воплощены ключевые идеи, которые покажут Божество как действующую Душу всего; они откроют природу и характер активности Космического Христа, а также управляющие, качественные тенденции, которые определяют психическую жизнь всех форм – от вселенной до атома – в теле любого так называемого материального откровения жизни. Читая и занимаясь исследованиями, давайте помнить об этом.
Правила одинаково действуют на всех семи Лучах и обеспечивают проявление на Земле сознания во всех без исключения формах. Сначала мы обратимся к великому Целому без учёта дифференциации по Лучам. Семь Лучей, как уже много раз говорилось, 229] окрашивают или качественно определяют божественные инстинкты и могущества, но это не всё. Они сами определяются и контролируются этими могуществами. Ни в коем случае нельзя забывать, что Лучи – это те семь главных выражений божественного качества, которые ограничивают (а это именно так) цели Божества. Сам Бог придерживается модели, предлагаемой Ему ещё более обширным видением. Его цель или определённая воля обусловлена Его инстинктивным качеством, или психэ, точно так же как жизненная цель человеческого существа ограничивается и обусловливается психологическим оснащением, с которым он вступает в проявление. Я предупреждал, что мы разбираем глубокомысленные и очень трудные материи и что во многом излагаемое может оказаться выше нашего конкретного понимания. Тем не менее, предыдущая мысль сравнительно проста, если интерпретировать её с позиции нашей собственной жизненной цели и качества.
Следует коснуться ещё одного момента, прежде чем продолжать изучение семи психологических тенденций Божества.
Мы говорим о Боге как о Персоне и потому употребляем местоимения Он и Его. Следует ли из этого, что мы имеем дело с исполинской Личностью, которую величаем Богом, и принадлежим ли мы, поэтому, к школе мысли, называемой антропоморфической? Буддийское учение не признаёт никакого Бога или Персоны. Значит ли это, что данное учение неправильно с нашей точки зрения и позиции, или нет? Только