основная причина всякого сенсорного восприятия и инстинктивного тяготения к самому сознанию во всех его многочисленных аспектах. Иерархия работает с этим качеством, интенсифицируя его и наделяя магнетизмом.
в. Это качество является возвышенным результатом желания, которое само порождается волей формировать план и цель.
3. Инстинкт формулировать план. Инстинкт этот управляет всякой активностью, которая в процессе эволюции выявляется для человечества как инстинктивная активность, интеллектуальная активность, интуитивная, или целевая, активность и просветлённая активность. С ней работает тот сектор 222] Иерархии, который связан с человечеством. Более высокие фазы планомерной активности многочисленны и разнообразны, и все они синтезируются активностью Третьего Луча, которая в настоящее время фокусирована в Седьмом Луче.
а. На формальной стороне способность планировать выражается в обособляющей, эгоистической активности. На жизненной стороне она приводит к гармоничному сотрудничеству, привлекающему каждую энергетическую единицу в любой форме, во всех её субъективных соединённых аспектах, к задаче объединения. Это явно происходит в сегодняшнем мире. Именно тенденция к единению ведёт человеческое существо, прежде всего, к развитию интегрированной личности, а затем к подчинению этой личности благу большего целого.
б. Этот инстинкт является основной причиной самой эволюции: индивидуальной, планетарной и системной.
в. Он становится результатом развития манаса, или ума, и появления интеллекта. Это то качество, или инстинктивная природа, посредством которой человечество выражает Волевое Намерение Первого Луча, укрепляемого желанием и преобразуемого в интеллектуальную активность.
4. Тяга к творческой жизни через божественную способность воображения. Тяготение это, как легко видеть, тесно связано с Четвёртым Лучом Гармонии, который добивается единства и красоты через конфликт.
а. На формальной стороне оно приводит к борьбе, войне и построению форм, которые позднее должны быть разрушены. На жизненной стороне оно ведёт к развитию качества, вибрационному излучению и откровению на Земле мира смысла.
б. Поэтому оно становится причиной проявления той тонкой сущности, или 223] откровения, которое ищет выражения через каждую форму всех царств природы. Похоже, нам не найти лучшего определения для этого сокровенного чуда, которое должно открыться, чем откровение смысла. И сегодня мы наблюдаем начало этого откровения.
в. Оно является результатом способности – иногда адекватной, иногда нет – внутреннего сознания открывать степень своей обусловленности Планом и его отклика на более обширное намерение. Именно на такой отклик рассчитывают сегодня Члены Иерархии, стараясь вывести скрытый смысл на передний план человеческого сознания.
5. Фактор анализа. Это может удивить тех, кто страдает от злоупотребления способностью различать, анализировать и критиковать. Фактор этот, однако, представляет собой основное божественное качество, подразумевающее мудрое участие в осуществлении Плана и умелое действие.
а. На формальной стороне он проявляется тенденцией выделять, разъединять и выводить в виде противоречий. На жизненной стороне он даёт то понимание, что ведёт к отождествлению благодаря более широкому выбору и постижению.
б. В нём основная причина и импульс, который когда-нибудь обязательно приведёт к появлению более высокого, чем человеческое, царства природы, а именно, царства души, и обусловит проявление на Земле пятого царства природы, царства богов. Обратите внимание на эту фразу.
в. Это результат активной работы сынов Божьих, сынов ума, их доля во вклад всей планеты, который является частью великого системного Плана. Сама Иерархия являет собой 224] внешнее и внутреннее проявление жертвы божественных Манасапутр (как Они именуются в «Тайной Доктрине»), и члены её отзываются на Своё восприятие Плана для целого. По сути своей Иерархия является зародышем или ядром пятого царства природы.
6. Присущее человеку качество идеализации. Оно стимулируется успехом самого Плана. В нём изначально было предусмотрено пробуждение в человеке следующих видов отклика: правильного желания, правильного видения и правильной творческой активности, основанных на правильном понимании идеалов. Эта тройная цель требует вдумчивого осмысления.
а. На формальной стороне оно проявляется в виде материального желания, которое в конце концов вырождается в жестокость и нередко – в изощрённый садизм. На жизненной стороне оно становится причиной жертвенности, предельной целеустремлённости, прогресса