души – безмятежность и радость – указывают на то, что душа, Эго, Единый, держит под контролем или управляет личностью, обстоятельствами и всеми условиями жизни в трёх мирах.
201]
III. ПЯТЬ ГРУПП ДУШ
Поговорим теперь о пяти группах душ. С целью систематизации и сравнения разделим земное человечество на следующие группы:
1. Лемурийские Эго наше исконно земное человечество.
2. Пришлые Эго появились в Атлантиде.
3. Эго лунной цепи с Луны.
4. Эго с других планет.
5. Редкие продвинутые Эго ожидают воплощения.
Таким образом, тема, которую мы собираемся вкратце обсудить, обычному психологу и учащемуся, не знакомым с оккультным учением и символами, покажется фантастической и несерьёзной. Объясняется это тем, что мы говорим о происхождении душ, которые выражаются через человеческие существа, о «я», которые функционируют через форму и, стало быть, неосязаемы, и существование которых – в научном смысле – не доказано. Признать их существование способны только люди, допускающие те предположения, выводы и заключения, которые не могут быть очевидны при той оснащённости, какой мы пока располагаем. Современная психология, вообще говоря, рассматривает душу с одной из следующих позиций:
1. Как несуществующую, бесспорно соглашаясь лишь с доказуемостью механизма мышления.
2. Как совокупность сознательных реакций клеток тела, иными словами, как чувствительность организма.
3. Как постепенно развивающееся «я», приносящее жизнь и, со временем, осведомлённость; считается, что оно обусловлено телом и является продуктом его длительной 202] эволюции. Поэтому его лишены малоразвитые люди. Возможно, оно и обладает бессмертием, но это недоказуемо и не может констатироваться как факт.
4. Как конкретное «Я», сущность, одушевляющую тело, функционирующую на разных уровнях человеческого сознания и обладающую собственной целостностью, бессмертием и потенциалом.
Согласно оккультному учению все эти гипотезы верны, но относительны во времени и пространстве и касаются разных форм божественной жизни и разных аспектов этих форм. А мы имеем дело именно с оккультным учением, возможно, правильным или неправильным, и наши предпосылки и выводы можно свести к следующим положениям:
1. Каждое человеческое существо, воплощённое или нет, являет собой «частицу божественности» и аванпост божественного сознания, действующий во времени и пространстве с целью выражения.
2. Все души, «я», или человеческие существа относятся, как мы видели, к одной из семи эманаций божественной энергии, исходящих от Бога в начале эры творческой активности, и по завершении этого цикла вернутся в свой Источник.
3. В промежутке между эманацией и реабсорбцией души проходят разнообразные опыты до тех пор, пока не смогут «воссиять во всей неопровержимости своей истинности».
4. Как отмечается в «Трактате о Космическом Огне» (см. стр. 855]) они называются:
1. Лотосами откровения.
2. Лотосами благоухающими.
3. Лотосами лучезарными.
203]
4. Лотосами, цветки которых вот-вот раскроются.
5. Лотосами закрытыми и запечатанными.
6. Лотосами бесцветными.
7. Лотосами в почках.
5. Циклически пройдя в долгом эволюционном процессе через различные формы жизни, души наконец начинают полностью самосознательное существование. Под этим мы разумеем, что им присущи самоопределение, самодостаточность и знание о собственном существовании. Кроме того, они сознают своё окружение и реагируют на него.
6. Как только достигается сознательная осведомлённость, прогресс ускоряется. Но учтите, что это не та осведомлённость, которая присуща множеству человеческих существ. Осведомлённость (исключительно в применении к человеческому семейству) можно разделить на следующие категории:
1. Души, которые живут, но сознание их спит. Это дремлющие человеческие существа с интеллектом столь низкого порядка и столь неопределённым и туманным знанием о самих себе и о жизни, что лишь самые низшие формы человеческого существования подпадают под эту категорию. Ни в расовом, ни в национальном, ни в племенном смысле таких в чистом виде нет, но время от времени подобные экземпляры появляются в трущобах больших городов. Они как «отбросы» и никогда не встречаются среди так называемых природных дикарей или крестьян.
2. Души, сознательные лишь в отношении жизни и ощущений физического плана. Это инертные, несообразительные, неспособные ясно выражать свои мысли люди, которых приводит в недоумение 204] окружающая их среда, но, в отличие от более продвинутых эмоциональных типов, не приводят в недоумение события. Это лишённые чувства времени,