основе и если антахкарана (мост, соединяющий высшее с низшим) уже выстраивается, то начинает выявляться истинная природа служения, кем бы оно не осуществлялось. Первым действием поступающей силы души, представляющей собой главный фактор служения, будет интеграция личности и сведение всех трёх низших аспектов человека в единое служащее целое. Такова трудная исходная стадия с точки зрения учащегося во Дворце Мудрости. Человек узнаёт о своих возможностях и способностях и, взяв на себя обет служения, начинает истово служить. Он создает один, другой, третий каналы для выражения движущей им силы и сносит и разрушает так же стремительно, как создает. На время он становится серьёзной проблемой для остальных служителей, с которыми может взаимодействовать, потому что не считается ни с чьим мнением, кроме собственного, и окружающая его аура критицизма и самоуверенный напор чрезмерно настойчивой силы внутри него является помехой для «малых сих». В результате старшим, более опытным ученикам постоянно приходится что-то исправлять (за него). Временно он становится жертвой собственного стремления служить и протекающей через него силы. В некоторых случаях на данной стадии тлеющие угольки амбиции раздуваются в пламя. Амбиция в конечном счёте есть лишь тяга личности к улучшению и на своём месте и в своё время является ценной божественной наработкой, но когда личность становится инструментом души, амбиция должна быть вырвана с корнем. В других случаях служитель 135] обретает более широкий, основанный на любви взгляд и, не думая о собственной реализации, приступает к спокойной работе в согласии с группами всех истинных служителей. Свои личностные тенденции, свои идеи и амбиции он подчиняет более важному благу целого и забывает о своём «я». Наверное, тем, кто желает стать истинным служителем, нельзя дать лучшего совета, чем ежедневное повторение, всем сердцем и умом вдумываясь в слова, посвящения, заключающего Эзотерический Катехизис в конце книги «Посвящение, Человеческое и Солнечное». Напомню таким служителям, что если их отталкивают или пугают воплощённые в этих словах идеи, то, возможно, это показывает, сколь велика для них необходимость осознанно проникнуться смыслом этой жизни. Вот как звучит этот обет:
«Я исполняю свою роль с непреклонной решимостью, с самым ревностным устремлением; я смотрю вверх и помогаю внизу; не мечтаю, не отдыхаю; я тружусь, служу, пожинаю и молюсь; я есмь Крест; я есмь Путь; я наступаю на совершаемую мной работу, попираю своё умерщвленное я; убиваю желание и отдаю все силы, забывая о награде. Я – предтеча мира; я лишаюсь права на покой и под гнётом боли теряю себя и нахожу Себя, и обретаю мир. Во всём этом я даю торжественный обет, призывая своё Высшее Я».
Пока человек учится служить и укрепляет внутренний контакт, ему предстоит углубление медитативной жизни и более частое озарение ума светом души. Так открывается План. Это не значит, что свет этот будет озарять планы служителя в отношении его жизни или избранной им области служения. Необходимо ясно понимать это. Тогда бы (будь это так) это только означало бы, что проворный ум служителя нашёл оправдание для его амбиций. На самом деле это распознавание умом того Плана, который Бог приготовил для мира на тот период времени, 136] когда живёт служитель, и той роли, которую он может сыграть для продвижения замыслов тех, кто отвечает за исполнение этого Плана. Тогда он готов стать крошечной частицей великого Целого, и такой настрой не меняется, даже когда ученик становится Учителем Мудрости. При этом Он получает более грандиозную концепцию Плана, но не теряет Своего смирения и чувства соразмерности.
Интегрированная мыслящая личность вполне приспособлена к тому, чтобы исполнять роль служителя в активной работе мира при условии, что её видение не замутнено личной амбицией, а деятельность не вырождается в суету и лихорадочную озабоченность. Спокойному, уравновешенному уму сама душа открывает, какой следующий шаг надлежит предпринять в работе мировой эволюции, сообщая ему нужные идеи. Так предусмотрено Планом для человечества.
Сила, протекающая через личность и дающая служителю необходимое для этого видение и ощущение своих возможностей, позволяющих ему сотрудничать, проникает в эмоциональное, или астральное, тело. Здесь в зависимости от состояния астрального тела служителя и его внутренней ориентации она опять-таки оказывает двойственный эффект. Она может усугубить наваждение и углубить иллюзию, вовлекая служителя в психические иллюзорные эффекты, которые при этом возникают.