окружающим точку зрения несущего это служение, ибо то, что претендующий на статус служителя полагает хорошим, истинным и полезным, непременно должно быть хорошим, истинным и полезным для всех. Служением считается то, что делается для бедных, страждущих, больных и несчастных, поскольку мы думаем, что хотим помочь им, не сознавая, что предлагаем помощь главным образом потому, что нам же самим не по себе из-за их горестных обстоятельств и мы стараемся улучшить их, чтобы вновь чувствовать себя спокойно. Акт помощи в первую очередь избавляет от страдания нас, даже если нам не удается полностью избавить от него или хотя бы облегчить положение самих страдающих.
Часто служение оказывается признаком делового, сверхактивного темперамента или самодовольной позиции, побуждающих его обладателя энергично изменять ситуации, делая их такими, какими они, по его мнению, должны быть, тем самым побуждая других соглашаться с тем, что служитель считает нужны делать.
Или, опять-таки, служение может быть следствием фанатичного желания следовать по стопам Христа, великого Сына Божьего, Который «ходил, благотворя»,17 оставляя нам пример для подражания. Таким образом, люди служат ради послушания, а не из спонтанного сострадания к нуждающимся. Поэтому, служение их лишено своего главного качества, и изначально не выражает ничего, кроме каких-то жестов. Также служение может быть следствием глубоко затаённого желания духовного совершенства. Оно считается одним из требований ученичества, то есть, чтобы стать учеником, необходимо служить. Теория верна, но отсутствует живая суть служения. Идеал хорош, правилен и похвален, но за ним стоит абсолютно негодный мотив. Кроме того, причиной служения может 122] быть всё шире распространяющаяся мода или обычай заниматься каким-либо видом служения. Эта тенденция набирает силу. Каждый активно участвует либо в движениях за благоденствие, либо в филантропических мероприятиях, либо в работе Красного Креста, либо в повышении образовательного уровня, либо в улучшении удручающего состояния мира. Служить в какой-нибудь области модно. Служение даёт ощущение могущества; служение приносит друзей; служение есть форма групповой активности и часто даёт гораздо больше служителю (в мирском смысле), чем тем, кому он служит.
И всё же, несмотря на все эти проявления неправильной мотивации и ложного устремления, то или иное служение постоянно и охотно осуществляется. Человечество приближается к правильному пониманию служения. Оно начинает отзываться на этот новый закон и учится реагировать на непреклонно продвигаемую волю той великой Жизни, что насыщает созвездие Водолея, подобно тому как наш солнечный Логос насыщает нашу Солнечную систему и наш планетарный Логос – нашу планету.
Идея служения сегодня первой требует осмысления, так как (осмысливая её) мы широко открываемся новым влияниям. Закон Служения есть выражение энергии великой Жизни, которая в сотрудничестве с Тем, «Кем мы живем и движемся и существуем», подчиняет человеческую семью определённым влияниям и потокам энергии, которые в конечном итоге приводят к трём результатам:
1. Пробуждению сердечного центра всех стремящихся и учеников.
2. Осмысленной фокусировке эмоционально поляризованной части человечества в уме.
3. Перенесению энергии солнечного сплетения в сердце.
Раскрытие того, что можно назвать «сознанием сердца», или развитие истинного чувства, есть первый шаг к групповой осведомлённости. Групповая осведомлённость 123] и отождествление с чувствующим аспектом всех групп – это то качество, которое ведёт к служению – служению, подобному служению Учителей и служению, продемонстрированному для нас в Галилее Христом.
а. Некоторые вопросы о служении
Таким образом характер сегодняшнего служения обусловлен тем, что на новые влияния Водолея в настоящее время откликается астральное тело, проводящее их через солнечное сплетение. Этим и объясняется эмоциональность большей части служения в современном мире, а также ненависть тех, кто чувствительно реагирует на страдание и кто по причине эмоционального отождествления со страданием возлагает вину за ужасающие обстоятельства на отдельных людей или целые группы. Этим же объясняется и в основном неудовлетворительный характер того, что делается ныне для улучшения положения, – неудовлетворительный с высших позиций души.
Если же служение руководствуется ментальным откликом на человеческие нужды, то вся проблема выносится из-за завесы иллюзии и из долины мирового наваждения. Тогда импульсы к служению регистрируются