словами.
«Напитав всю вселенную частицей Себя, Я остаюсь неизменным».13 Вот к чему стремится душа в своих усилиях, и вот тот дух, что должен лежать в основе всякой творческой работы. Эта мысль даёт ключ к пониманию символа Закона Жертвы – розового креста с летящей над ним птицей. Крест любви (розовый – цвет любви) и птица (символ души), свободно летящая во времени и пространстве.
Во-вторых, душе придётся отбросить не только свою привязанность и приобретения, сделанные благодаря контакту с личным «я», но и самым 105] решительным образом отбросить привязанность к личным «я» других. Она должна научиться знакомиться и общаться с другими людьми только на плане души. Для многих учеников это суровый урок. Они могут уже мало заботиться о себе, выработав большую личную отстранённость. Они могут не дорожить приобретениями, сделанными в контакте со своим низшим личным «я». Они учатся и уже в большой степени способны превзойти всё это, но любовь к своим детям, семье, друзьям и близким имеет для них первостепенное значение и держит их узниками низших миров. Они никак не осознают, что их любовь – это в первую очередь любовь к личностям и лишь во вторую – к душам. Об этот подводный камень у многих учеников разбиваются целые жизни, пока через боль, страдания и постоянную утрату того, чем они так дорожат, их любовь не вступает в новую, более высокую и истинную фазу. Они поднимаются над личным и снова находят – после пережитых утрат и страданий – тех, кого любят теперь как души. Тогда они понимают, что всегда только приобретали, и никогда теряли, а исчезло лишь то, что было иллюзорным, эфемерным и неистинным. Обретён реальный Человек, который уже никогда не потеряется.
Чаще всего это проблема родителей, стоящих на Пути Ученичества, и именно через своих детей они получают тот урок, который может освободить их для посвящения. Они привязывают своих детей к себе, что, противореча закону природы, действует губительно. Это вершина эгоизма. Но если бы они знали и видели правильно, то поняли бы, что для того, чтобы удержать, надо отстраниться, чтобы сохранить, надо отпустить. Таков закон.
Кроме того, душа должна научиться отказываться от плодов, или выгод, служения и научиться служить, не привязываясь ни к результатам, ни к средствам, ни к людям, ни к похвале. К этому я вернусь позже.
106] В-четвёртых, душа должна перестать считать себя ответственной за то, что могут делать другие ученики. Многие серьёзные служители держатся за своих соратников, не могут перестать контролировать их или их деятельность на внешнем плане. Это тонкая ошибка, скрывающаяся за чувством благонамеренной ответственности и за приверженностью принципам, каковыми их считает индивид, опираясь на свой накопленный опыт ученика – естественно, неполный. Отношения между учениками эгоические, а не личные, и связь проходит на уровне души, а не ума. Каждая личность следует собственному назначению, должна сама выполнять собственные обязанности, исполнять собственную дхарму и отрабатывать собственную карму, отвечая за себя перед своим Владыкой и Учителем, Душой. И отвечать придётся. Имеет ли это какое-то отношение к обособленности и одиночеству? Имеет, когда речь идёт о внешней деятельности. Только когда сотрудничество служителей основано на внутренней субъективной связи между ними, может выполняться совместная работа.
В настоящий момент истории мира и его периодического спасения от губительных для существующей цивилизации условий стремящимся необходимо понять, что процесс спасения должен проходить по Закону Жертвы и что в наше время может быть достигнуто только относительное внешнее единство. Многие служители пока не достаточно ясно видят перспективу, чтобы работать в совершенном единодушии относительно целей и задач, техники и методов, с полным пониманием и единством подхода. Такое гибкое, совершенное сотрудничество – дело будущего. Существует чудесная возможность установить внутренний контакт и отношения, основанные на понимаемом единстве цели и душевной любви, и каждый ученик должен прилагать к этому все усилия. На внешнем плане из-за действия в наш век и время обособляющего ума полное согласие относительно деталей, методов и 107] понимания принципов невозможно. Но внутренние отношения и сотрудничество необходимо устанавливать и развивать, несмотря на внешние расхождения во мнениях. Если внутренняя связь поддерживается любовью и если ученики отказываются от притязаний на авторитет друг перед другом и ответственности за действия друг друга и в то же время стоят плечом к плечу,