и астральными реакциями на множество мыслеформ астрального плана, среди которых немало мыслеформ Великих. Такие мыслеформы неизбежно существуют и строятся преданностью и эгоистической духовной амбициозностью стремящихся мира. Ученики мира не имеют к их созданию никакого отношения, ибо статус принятого ученика недостижим для тех, кто не преодолел хотя бы худших видов личной амбициозности. Неподвластность ей подтверждается или выражается личной сдержанностью, а также нежеланием стремящихся мира вести показную активность и бахвалиться 714] своими отношениями или статусом. Будет полезно задуматься над этими словами.
Можно следующим образом сформулировать предварительные планы, рассматриваемые иерархическим Советом, считая их сферами сотрудничества соответствующих Учителей с готовыми к участию в служении людьми:
1. Снижение давления на человечество путём устойчивой стабилизации мировой мысли. Сегодня именно из-за своих страхов, выражаемых в мыслях и потому нередко подкрепляемых действиями, люди оказываются в тупике войны и занимаются разного рода деструктивной деятельностью. Давление создаётся желанием человека к улучшениям, а также духовным излиянием души. Эта совокупная активность высшего и низшего и порождает кризис. При встрече этих двух конфликт, конечно, не возникает, однако появляется чувство напряжённости, почти невыносимого давления, тупика, из которого, кажется, нет выхода. Может быть, это трудно понять, но нынешний мировой кризис вызван в основном соединением обоих видов энергии. Именно с этой проблемой и пытаются справиться сейчас Учителя. Человеческое устремление и борьба за улучшение становятся началом периода тройственного проявления духовного тяготения людских масс:
а. Уже отмечавшимся желанием улучшений.
б. Такой организацией людских умов, которая позволяет им схватывать и понимать новые идеи.
в. Признание сегодняшнего дня духовно мыслящими людьми как того самого дня благоприятной возможности.
715] Поможет ли вам и вдохновит ли на новые усилия выражение «тот самый день», а не просто «день»? Текущий период имеет огромное циклическое значение.
2. Дальнейшая организация Новой Группы Мировых Служителей. Насколько правильно мы уяснили задачу этой группы и важность членства в ней? Это группа людей, стоящих на Пути Ученичества или на Пути Испытаний, которая включает в себя два основных подразделения:
а. Группу, состоящую из сознательно работающих с Планом учеников и тех, кто, учась у них, добровольно и сознательно помогает им. В последней категории можем оказаться и мы, если желаем того и готовы идти на необходимые жертвы.
б. Группу, состоящую из стремящихся и имеющих мирское сознание людей, бессознательно действующих под влиянием планетарной Иерархии. Таких сейчас много, особенно занимающих видное положение, которые исполняют роль разрушителей отживших форм или строителей новых. Они не ведают ни о каком внутреннем синтетическом плане, но бескорыстно, отдавая все свои силы, пытаются улучшить состояние мира, играя свою роль в национальных драмах или энергично работая на ниве образования. Первая группа связана с планетарной Иерархией и действует, если можно так выразиться, по иерархическому вдохновению. Вторая теснее соприкасается с людскими массами и действует, вдохновляясь, скорее, идеями.
Первая группа работает с Планом, насколько 716] её членам доступно видение и понимание его сути, вторая же работает с идеями, которые сегодня мало-помалу высвечиваются в сознании наиболее восприимчивых людей. Эти идеи постепенно прививаются человечеству Иерархией и старшими работниками первой группы. Группа эта сравнительно малочисленна, и когда появилась первая информация о Новой Группе Мировых Служителей (позднее опубликованная в брошюре «Три следующих года»), было сообщено, что число сознательных учеников составляет около двухсот. С тех пор оно увеличилось по двум причинам. Во-первых, вследствие достижения зрелости некоторыми людьми, что привело их к осознанию своего иерархического статуса – статуса ученика. Во-вторых, благодаря раскрытию других людей и их духовному развитию в результате стимуляции и сравнительно успешной работы за предыдущее три года. Сейчас (1939 год) число сознательных учеников в мире приближается к тысяче. Мы говорим об учениках, непосредственно работающих в группах тех Учителей, Которые обязались участвовать в нынешнем эксперименте.
Пожалуй, следует указать здесь, что планетарная Иерархия хотя и присматривается к происходящему и, стало быть, участвует в планах Совета, не в полном составе занята проблемой