астрального плана» и функционировать безошибочно, таким образом беспрепятственно просветляя мозг и низводя в него знание.
Из вышеизложенного видно, какое множество галлюцинаций, наваждений, амбиций и заблуждений современного мистика можно проследить до первичных стадий и самых начальных этапов такого развития. Поэтому все они 613] служат признаками раскрытия. Но пока, к сожалению, ещё нет понимания того, что они собой представляют, и потому происходит злоупотребление наличным светом и энергией в личных, эгоистических целях. Никто пока не может избежать этого, кроме наиболее продвинутых и опытных учеников и оккультистов. Многим стремящимся предстоит по-прежнему разрушать себя (говоря о личности и текущей жизни) в так называемом «огненном свете своего непонимания и сжигающем огне личной амбициозности», пока они не научатся смирению и не освоят научную технику, благодаря чему смогут разумно направлять непрестанно поступающие и протекающие через них свет и могущество.
Поэтому рассмотрение трёх видов трудностей, сопутствующих развитию и раскрытию психических способностей, подводит меня к широкому обобщению, которое – и это следует учесть – может иметь много исключений:
1. Проявление низших психических способностей обычно указывает на то, что человек, павший их жертвой (поскольку сейчас мы говорим лишь об отклонениях от психической нормы), находится на Третьем Луче или же этот Луч доминирует в его личности или является контролирующим фактором в его личностной оснащённости. Нередко Третьим Лучом контролируется астральное тело.
2. Мистическое видение с сопутствующими ему трудностями облегчается, если Второй Луч является мощным контролирующим фактором, поскольку он больше других связан с видением и светом.
3. Очевидно, что открываемое могущество есть часть выражения Первого Луча.
Итак, хотя ученик в конце концов накапливает всесторонний опыт, три рассматриваемые нами основные трудности – сопутствующие психическим способностям, 614] мистическому видению и открытию света и могущества, – связаны с лучевым выражением и зависят от него. И психологу, и исследователю, и врачу следует помнить об этом. Психическая чувствительность, мистическая двойственность и доминирующее могущество – вот три основные проблемы стремящегося, которые нужно изучить и понять. Они затрагивают три главных центра ученика – головной, сердечный и центр между бровями, – так как психическая чувствительность связана с сердечным центром, мистическая двойственность – с аджной, а проблема могущества – с высшим центром головы.
У стремящегося или продвинутого человека эти явления затрагивают горловой, солнечного сплетения и сакральный центры, а поскольку они однозначно обусловлены расширением сознания, то почти не ощущаются и не оказывают заметного влияния на неразвитого и среднеразвитого человека, который поглощён жизнью физического плана и своими эмоциональными реакциями. Такие люди не проходят стимулирующих, но разрушительных процессов переориентации, осознания двойственности и слияния личности. Но, как мы уже видели, процессы интеграции приносят и собственные проблемы.
Со временем различные стадии трудностей будут более тщательно исследоваться в свете оккультных гипотез, что приведёт к значительному прогрессу. Этому особенно будет способствовать изучение проблем подросткового возраста, ибо это проблемы атлантического сознания и мистического раскрытия.
Я хотел бы ещё указать здесь, что, как зародыш в материнской утробе воспроизводит различные стадии животного раскрытия, так и человек в годы детства, отрочества, юности и до 35-летнего возраста воспроизводит различные стадии расового сознания. К 35 годам он должен бы утвердиться на ступени интеллектуально развитого ученика. Осмысление такого воспроизведения во многом поможет 615] – в недалёком уже Новом Веке – мудрому педагогу контролировать и направлять стимулируемые им процессы раскрытия у детей и юношества.
в. Болезни, связанные с групповыми состояниями
Этой темы мы можем коснуться лишь кратко, поскольку групповая работа (в эзотерическом понимании) сравнительно нова и на работающего ныне в группе индивида все эти факторы оказывают самое незначительное влияние из-за относительной неполноты достигнутой им интеграции. Имеется в виду его интеграция в группу. Люди по-прежнему настолько изолированы в своей личности, что во многих случаях отрезаны от групповой стимуляции, групповых воздействий и групповых импульсов. Лишь по мере прекращения ими концентрации на самих себе и роста их отзывчивости на