и в конце концов подчиняют более поверхностные и явные энергии (которые выбились на поверхность в процессе проявления) своему новому ритму. Так они создают видоизмененные типы, новые формы и иные звучания, тональности и явления. Эти образы буквально представляют собой божественные идеи, идущие из субъективного группового сознания и принимающие те ментальные формы, которые могут быть оценены и приняты умом и мозгом человека текущей эпохи. Отсюда можно было бы сделать вывод о том, что эти образы, или фундаментальные идеи, которые, воплощаясь, явно управляют «стезей человека на земле», выражаясь эзотерически, и производят упомянутое обусловливание. Но как ни странно, фактически это не так. С точки зрения эзотерической мысли 56] обусловливание (правильно понимаемое) связано с присущим и неотъемлемым откликом материи или субстанции на образ. Можно утверждать, что образ пробуждает и вызывает отклик, но что обусловливание результирующей активности определяется качеством аппарата отклика. Это качество присуще самой субстанции, и взаимодействие между образом и обусловливаемым материалом порождает тот тип оболочки, который душа присваивает во времени и пространстве для экспериментирования и накопления опыта. Поэтому при изучении и глубоком осмыслении предмета становится ясно, что по мере продвижения по пути эволюции и приближения человека к статусу посвящённого присущая и неотъемлемая обусловленность формы непрерывно приближается к требованиям образа. Следует также отметить, что исходящая из ума либо макрокосмического Божества, либо микрокосмического мыслителя образ относительно непреложен и неизменен по присущей ему природе, а вот процесс внутреннего обусловливания материи непостоянен и непрерывно изменяется. Когда при третьем посвящении достигается единство образа и обусловливаемой формы, происходит Преображение посвящённого, ведущее к тому венчающему кризису, когда оба познаются как одно и природа формы (помимо низших проводников включающая на этой фазе и каузальное тело) рассеивается и исчезает.
Начальные стадии человеческого развития – как и во всём в природе, – являются, очевидно, зачаточными и бесформенными в сравнении с истинным образом, вечно сущим на Небесах. Есть форма физическая, но внутренняя изменчивая субъективная природа, эмоциональная и ментальная, нисколько не соответствует образу; стало быть неадекватна и внешняя форма. Но проходят кризис за кризисом, и внутренняя природа формы всё увереннее и точнее отзывается на внешние воздействия импульсов души 57] (отметьте парадоксальность фразы), и, наконец, сознательно присваиваются и начинают столь же сознательно использоваться астральный проводник и ментальное тело. Никогда нельзя забывать, что эволюция (как мы понимаем её и как она должна рассматриваться человеческим интеллектом) – это история эволюции сознания, а не история эволюции формы. Эволюция формы полностью подчинена эволюции сознания и является вторичной с оккультной точки зрения. Сознание – это буквально реакция активного интеллекта на образ. В настоящее время мы, как бы сознательно и со всё более разумным намерением, отзываемся на замысел, отображенный на чертеже Мастера-Строителя. Пока мы не проникаем, да и не способны ни проникнуть в Космический Ум и сознательно вибрировать в унисон с божественной Идеей; мы не способны постичь план в том виде, как он воспринимается и видится космическим Мыслителем. Пока нам приходится работать с замыслом, с образом и с Планом, так как мы находимся лишь в процессе посвящения в План и не ведаем истинного значения тех великих Отождествлений, которые позволили Плотнику из Назарета сказать: «Я и Отец – одно».7
Но необходимо также помнить (и в этом ключ к мировому раскрытию и к тайне прошлого, настоящего и будущего), что мы имеем дело с материей-субстанцией и с формами, которые уже обусловлены и которые были обусловлены к началу творческого процесса. Материал, добываемый в каменоломнях проявленной цели, символически представляет собой Мрамор, в чем, собственно, и состоит его обусловленность. Это не глина и не сланец. Именно из этого мрамора со всеми свойствами, присущими мрамору, должен быть выстроен Храм Господень в соответствии с замыслом, или образом. Необходимо признать существование этой обусловленной субстанции и обращаться с ней соответственно. Такова вековая притча. Замысел, материал и будущий храм субъективно взаимосвязаны, и душа 58] знает об этом, поскольку она есть тот Единый, который присваивает материал (уже обусловленный и наделенный качествами) и веками бьётся над этим