к упорядоченной активности по ночам или в часы сна, человек может передавать физическому мозгу знание об этой активности 503] и по возвращении в бодрствующее сознание действительно осуществлять её посредством физического тела.
Тогда сны становятся ни больше, ни меньше, как продолжением дневной деятельности, но только на астральном плане. Они будут лишь воспроизведением записи в физическом мозге действий и эмоций человека, его целей и намерений, его осознанных переживаний. И всё это столь же реально и ярко, как и всё то, что фиксируется мозгом в часы бодрствования. Тем не менее, в большинстве случаев эти записи имеют лишь частичный и смешанный характер, поскольку на них накладываются наваждения, иллюзии и восприятие чужих действий (как описано во втором пункте). Эти смешанные записи, ошибочные отождествления и прочие подобные явления приводят к большим затруднениям. Психолог должен учитывать:
а. Возраст, или опыт, души пациента. Ему нужно определить, является ли рассказанный сон иллюзорным действием, воспринятой, засвидетельствованной активностью или же подлинным, реальным происшествием, пережитым в часы сна.
б. Способность субъекта точно вынести своё переживание. Это зависит от уже выработанной непрерывности сознания, позволяющей в момент возвращения легко запечатлевать в мозге то, что пережил реальный человек, находясь вне тела.
в. Наличие или отсутствие у пациента желания произвести впечатление на психолога, присущую ему искренность, владение своим воображением и способность словесно выражать свои мысли.
504] С продвинутыми стремящимися и учениками дело обстоит несколько иначе. Демонстрируемая интеграция уже вовлекла в себя умственную природу и теперь вовлекает душевную. Активность, которую отмечают и регистрируют и о которой рассказывают психологу в этом случае, это активность служителя на астральном плане. А активность, занимающая мирового служителя, совершенно отлична от тех переживаний, о которых мы только что говорили. Здесь речь идёт о действиях для других людей, исполнением обязанностей по отношению к другим, групповому, а не индивидуальному обучению, и так далее. Такие различия после вдумчивого осмысления психолог будущего (который обязательно будет эзотеристом) признает самыми информативными, поскольку они весьма примечательны в смысле духовного статуса и иерархической соотнесенности пациента.
4. Сны, которые относятся к ментальной природе. Они приходят с ментального плана и предполагают сознание, которое хотя бы начинает усиливать ментальную восприимчивость. Сознание бодрствующего мозга никогда не сможет воспроизвести их, пока отсутствует хоть какой-то умственный контроль. В связи с этим хочу добавить, что одна из основных трудностей для психолога, пытающегося интерпретировать сновидения пациента, объясняется не только его неумением эзотерически «разложить по полочкам» своего подопечного в том, что касается его лучевого типа, эволюционного статуса, астрологических характеристик и врождённых особенностей, но и неспособностью самого пациента правильно передать свой сон. Психолог получает лишь сбивчивое образное описание мозговых реакций, астральных феноменов и (при наличии хоть какой-то интеллектуальной уравновешенности) некоторых ментальных феноменов. Но разграничить всё это ни тот, ни другой не в состоянии. Причиной этой неразберихи является отсутствие выравнивания и подлинной ментальной связи между умом и мозгом у пациента. 505] Это как раз случай «слепого вождя слепых».57
Сны ментального происхождения принципиально делятся на три вида:
а. Сновидения как результат прикосновения к миру мыслеформ. Он охватывает безбрежную сферу древних, современных, а также расплывчатых и только ещё образующихся мыслеформ. Мыслеформы эти имеют чисто человеческое происхождение и безусловно являются частью Великой Иллюзии. В подавляющем большинстве случаев они отражают вековечные попытки человека постичь жизнь и её смысл. Они сливаются с душой наваждения, которая астральна по природе своей. Ясно, что тематика этих мыслеформ охватывает весь возможный диапазон. Они не воплощают жизни желания расы, а связаны с представлениями человека об идеях и идеалах, которые – веками – управляли человеческой жизнью и, потому, составляют базис всей истории.
б. Сны геометрического характера, где сновидцу представляются базисные образы, формы и символы, являющиеся кальками архетипов, которые определяют эволюционный процесс и по которым в конечном счёте происходит материализация Плана Бога. Кроме того, это великие символы раскрывающегося сознания