оставаясь инертным и бесполезным, когда человек выражает (то яростно, то утончённо) какое-нибудь сильное желание. Это может быть желание убить, вкусить ненормального сексуального опыта или даже желание постоянного движения, то есть непрестанной активности. В этом нельзя усмотреть ничего необыкновенного, но я говорю не о нормальном выражении желаний, а о чём-то, что не поддаётся контролю и от чего нет иного средства, кроме защиты человека от него же самого и его собственных действий.
Эти три формы безумия, будучи неизлечимыми, не позволяют оказать психологическую помощь. Здесь возможно лишь облегчать состояние пациента, проявлять о нём надлежащую заботу и защищать от него общество, пока смерть не закончит эту интерлюдию в жизни души. Интересно, что подобные состояния гораздо чаще объясняются кармой родителей пациента или тех, на чьём попечении он находится, нежели его самого. Во многих таких случаях форма вообще 460] не имеет личности, а лишь оживлённое тело, одушевляемое животной, а не человеческой, душой.
Мы говорим прежде всего о проблемах, возникающих в связи с ментальной природой человека и его способностью творить в ментальной субстанции. Есть ещё один аспект, который связан с силой мысли пациента и динамической стимуляцией его ума, вызывающей отклик в теле желаний, распространяющем ощущаемое ментальное побуждение и властное ментальное требование на всю низшую природу. Будучи достаточно сильным, это требование может вылиться на физическом плане в буйное и даже ожесточённое действие, несущее человеку огромные неприятности и превращающее его в антисоциальный элемент, противостоящий организованному обществу и силам законности и порядка.
Эти люди делятся на три группы, которые занимающимся психологией полезно обстоятельно изучить, поскольку число таких людей будет только возрастать вследствие неуклонного перемещения фокуса внимания человечества на ментальный план.
1. Те, кто будучи ментально интровертными, глубоко и основательно погружены в созданные ими же самим мыслеформы и ими же самими созданный мир мысли, сосредоточенный вокруг единственной динамической мыслеформы, которую они построили. Они неизменно приходят к кризису, который интересен тем, что окружающими может интерпретироваться как
а. Откровение гения, подобное, например, обнародованию великим учёным результатов фокусированного внимания и напряжённых размышлений.
461]
б. Попытка выразить себя в каком-нибудь творческом начинании.
в. Яростное, подчас опасное выражение фрустрации, переполняющей человека, который силится привести к каким-то результатам то, что долго вынашивал внутри.
Всё это варьируется сообразно исходной оснащённости, с которой человек начал свою мыслительную жизнь на ментальном плане. В первом случае мы говорим о гении, во втором (при богатой эмоциональной натуре) – о работе творческого воображения, в третьем – о том, что считается в мире безумием, излечимым во времени и не постоянным по своим следствиям при условии, что обеспечивается эмоциональный выход в какой-либо форме творческого воображения. Такова суть борьбы для личностей 2-го, 4-го и 6-го Лучей.
2. Те, кто достигает крайней самосознательности и сознаёт себя мыслительным центром. Они одержимы представлением о собственной мудрости, своих возможностях и творческих способностях и быстро приходят к полной самоизоляции, или обособленности. Это может привести к обострённой мании величия, повышенному интересу к самому себе и восхищению своим низшим «я», личностью. Эмоционально-чувственная природа желаний полностью подчиняется динамичному, эгоистическому образу мыслей – единственному образу мыслей, на который человек в этот период способен. Как следствие, мозг и вся активность физического плана подчиняются тому же и планомерно направляются на возвеличение человека. По степени тяжести это состояние зависит от эволюционного уровня и лучевого типа и – на ранних стадиях – вполне излечимо. Но если не пресечь его в самом начале, то человек становится недоступным, укрывшись 462] под толстой бронёй собственных мыслеформ о себе и своей деятельности. Пока ещё излечение возможно, нужно постараться прекратить концентрацию субъекта на самом себе, прививая ему более возвышенные интересы, развивая у него общественное сознание и – если возможно – помогая ему установить контакт с душой. С таким состоянием нередко приходится бороться личностям Первого и Пятого Лучей.
3. Те, кто становится чрезмерно экстравертным, желая навязать собратьям собственные выводы (полученные в результате однобокой ментальной