сознания и образ. Когда же он обретёт навык медитировать и как душа, и как ум, контролируя и реакции мозга, то поймёт значение этих слов и сможет видеть как символ, внутреннюю живую структуру, так и выявляющиеся сознательные идеи, но объяснить с помощью слов его синтетическое понимание и одновременность восприятия я не в состоянии.
Вы вправе спросить: зачем же тогда говорить всё это и к чему вообще написано многое из того, о чём сказано в трактате? Отвечу так: и сегодня есть небольшое число (которое за два ближайших десятилетия возрастёт) тех, кто, постигая красоту излагаемой идеи, будут побуждаться своими душами работать ради этих целей. И благодаря своей работе 396] они смогут поднять сознание всего человеческого семейства.
Ниже перечислены результаты медитации о детальном синтетическом восприятии проявленной Жизни:
1. Осознание истинной сути Света и откровение о смысле того, что в эзотерических книгах именуется «сердцем Солнца», то есть внутренней точке жизни всех проявленных форм. Место нынешних теоретического знания и веры займёт непосредственное и безошибочное просветление ума.
2. Творческое воображение занято «пролитием света» в тёмные, неосвещённые места (пока) незавершённого творческого процесса. Человек сознательно работает в свете, как Носитель Света. Может быть, кому-то моя мысль станет яснее, если я укажу, что ученик обычно видит себя точкой яркого света на фоне света мира и пытается использовать этот (свой атомный, эфирный и обретённый душой) свет для продвижения Плана.
3. Это неизбежно побуждает к энергичному служению «пребывающим в тёмных местах». Ученик старается принести им, прежде всего, свет знания, а затем свет Жизни. Постарайтесь вникнуть в это отличие.
Представленные Атрибуты – эта фраза может показаться более простой, чем она есть, фразой для медитации, нетрудной для созерцания и понимания среднего стремящегося. Её очевидная простота может объясняться вашей неспособностью постичь значение, смысл слова «атрибут».
Медитация Третьего Луча посвящена неотъемлемым, но не выраженным силам. Учащимся надо уяснить, 397] что божественное Целое имеет неотъемлемые или присущие Ему качества и свойства, которые, подобно божественным тенденциям большинства человеческих существ, пока не открыты и не выражены. Вот с этими таинственными и постепенно выявляющимися энергиями и столкнётся человек, готовый к посвящению, и будет узнавать о них всё больше и больше. Ему придётся учиться сотрудничеству с великими Жизнями, Которые, действуя на уровнях бесформенного, заняты развитием внутренних и ещё не реализованных факторов внутри Целого, прикоснуться и воспринять которые (факторы) могут лишь идущие по Пути Посвящения или подходящие к нему. Это мистерия внутри мистерии. Четыре малых, или атрибутивных, Луча олицетворяют те атрибуты, которые пусть и медленно, но безусловно получают выражение и реализацию. Это знание, синтез, красота, наука, идеализм и порядок. Но есть и другие, стоящие дальше за сценой и ожидающие своего времени и часа в латентном состоянии (если я вправе рассуждать о таких материях в современных понятиях). Они-то и составляют тему этой возвышенной медитации, надеяться на успех которой можно, лишь освободившись из рабства у чувств. Атрибуты Божества можно разделить на три основные группы:
1. Выражающиеся Атрибуты – неуклонно выявляющиеся, которые мы начинаем осознавать и которые станут главными качествами и атрибутами четвёртого царства природы, когда сделает своё дело эволюционный цикл.
2. Представленные Атрибуты – те, что представили себя (опять же, используя фразеологию людей) сознанию продвинутого ученика, но пока не доступны ни пониманию, ни толкованию среднего человека. Это атрибуты 398] Царства Душ, которые будут характеризовать это царство на его конечных этапах. Эти латентные атрибуты могут быть постепенно постигнуты и активизированы теми, кто способен функционировать как душа.
3. Неустановленные Атрибуты, которые начинают познавать (отметьте эту фразу) Христос, планетарный Логос и Те великие Жизни, сознание Которых мы не можем себе представить. Для таких атрибутов у нас нет обозначений, и размышлять и даже гадать о них бесполезно. Они настолько же далеки от нашего понимания, насколько эстетическое чувство, групповая филантропия или мысли о положении в мире далеки от сознания первобытного дикаря.
По поводу «представленных атрибутов» можно утверждать, что те из них, которые характеризуют душу и не могут получить выражения, пока душа не познаётся сознательно и не берёт неуклонно контроль