некоторые посылки. Они изложены в виде утверждений, разбирать которые мы не будем, а предоставим самому учащемуся внимательно изучить и осмыслить их.
1. Только посвящённые в состоянии определить, выявить, или распознать собственный монадический Луч или монадический Луч своих учеников. Это тот жизненный элемент человека, с которым Им, собственно, и приходится иметь дело, когда Они готовят его к посвящению. Это «искомая величина» человеческой природы. Но этот Луч не слишком осложняет проблему человека в трёх мирах его обыденной жизни, так как до третьего посвящения пребывает в относительном бездействии, хотя в основном именно он обусловливает его эфирное тело.
2. Три Луча (названные в «Тайной Доктрине» 296] «тремя периодическими проводниками») суть Лучи монады, Эго и личности и представляют собой три главных энергетических потока, образующих один великий поток жизни. Они соотносят человеческое существо с тремя аспектами, или выражениями божественности в проявлении:
а. Монадический Луч – это та энергия, которая при сознательном отношении, соотносит посвящённого с аспектом Отца, или Духа, и даёт ему «свободу в солнечной системе».
б. Эгоический Луч, опять же при сознательном отношении, соотносит ученика со вторым аспектом божественности и даёт ему «свободу в планетарной сфере».
в. Личностный Луч, опять-таки, при сознательном отношении и управлении, соотносит человека с материальным, или субстанциональным, аспектом божественности и даёт ему «свободу в трёх мирах» и в дочеловеческих царствах природы.
3. Используя нашу гипотетическую схему, учащиеся могут посмотреть, как Лучи личности в сфере, или в пределах, их собственного проявления соотносят их с главными Лучами монады, Эго или личности. Это соответствие (микрокосмического проявления) макрокосмической ситуации, затронутой в предыдущем пункте. В примере (показывающем вполне обычный случай) находим, что ?
а. Пятый Луч ментального тела соотносит человека с его эгоическим Лучом, тем самым облегчая контакт с душой. Если бы он соотносил его с монадическим Лучом, ситуация была бы совершенно иная.
Всегда нужно помнить о линии 1•3•5•7.
б. Шестой Луч астрального тела соотносит человека с его 297] монадическим Лучом, что в конечном итоге послужит основанием для его астрально-буддхического подхода к жизни и будет использоваться во время четвёртого посвящения. Этот Луч связывает его также с личностью и обостряет его естественную проблему.
Так же твёрдо следует помнить и о линии 2•4•6.
в. Качество Второго Луча физического тела соотносит человека с личностью и в конце концов с монадой. Поэтому для него оно одновременно составляет большую проблему, даёт хорошую возможность и является великой «связующей» энергией. Оно делает жизнь личности исключительно довлеющей и притягательной и в то же время облегчает будущий контакт (ещё в физическом теле) с монадой. Однако его проблема душевного сознания решается не так легко.
Вы можете также отметить, что и монада (2-й луч), и астральное тело (6-й луч), и физическое тело (2-й луч) находятся на одной и той же линии активности, или божественной энергии, что представляет интереснейшую психологическую проблему. Душа (1-й луч) и ментальное тело (5-й луч) находятся на другой линии, и такая комбинация таит в себе как замечательную возможность, так и большие трудности.
4. Говоря о низшем выражении нашего гипотетического человека, психолог охарактеризует его как субъекта очень чувствительного, с широким охватом и своевольного. Поскольку личность и физическое тело связывает принадлежность ко Второму Лучу, у него ярко выражена тенденция к материальному охвату и вещественному приобретательству, то есть человек исключительно эгоистичен и поглощён самим собой. 298] Он не отличается большим умом, так как лишь Пятый Луч ментального тела конкретно и прямо соотносит его с умственным аспектом Божества, а его эгоическая сила Первого Луча позволяет применять все средства для достижения своих целей и задействовать волевой аспект для притяжения и обретения материальных благ, которые он желает или полагает нужными. Однако преобладание в его оснащении Второго Луча в конце концов заставит его обратить внимание и на высшие ценности.
Тот же человек на более высоком уровне развития, когда сделает своё дело эволюционный цикл, будет чувствительным, интуитивным учеником с широким охватом, большой мудростью и проводниками, которые служат главным образом каналами божественной любви.
Можно составить и разобрать множество подобных схем и на примере таких же гипотетических случаев