свое сердце, оно знает. Ведь оно болит у вас именно потому, что вы никогда не прислушивались к нему, к тому, что оно вам хочет сказать.
- Вряд ли оно поможет мне в моих делах.
- Если оно перестанет биться, то вряд ли вы сможете уладить свои дела. Не так ли?
* * *
Всю ночь он сидел у постели больного и плакал, на следующее утро он умер, а больной остался жив.
По Саади Нельзя врачевать тело, не врачуя душу.
Сократ За чужой щекой зуб не болит.
Русская пословица Кто находится между живыми, тому есть еще надежда.
Библия В горящем доме не меняют занавесок.
Э. Кроткий Я знаю, что я не знаю Насреддин иногда перевозил людей на своей лодке. Однажды один нервный педагог нанял его, чтобы переправиться через широкую реку.
Когда они отчалили от берега, ученый спросил Насреддина о том, не может ли начаться буря раньше, чем они доберутся до другого берега.
- Не спрашивай меня об этом ничего, - сказал Насреддин.
- Вы что, не знакомы с элементарными правилами грамматики? Почему вы говорите так неправильно?
- Я ее не изучал.
- Значит, половина вашей жизни прошла совершенно напрасно.
Мулла ничего не ответил: Ветер усиливался. Стали подниматься большие волны. Лодку бросало из стороны в сторону и она наполнялась водой.
Мулла повернулся к своему пассажиру и спросил: - Вы когда-нибудь учились плавать?
- Нет, - ответил ученый.
- В таком случае, учитель, вся ваша жизнь потеряна. Мы тонем.
* * *
Эта была стройная, худощавая женщина лет тридцати. Ее лицо можно было бы назвать красивым, если бы не жесткое и какое-то непримиримое выражение. Она села, держа спину очень прямо, и сразу приступила к делу.
- Вы знаете, - сказала она, - у меня вообще-то все хорошо. Я считаю, что живу правильно, но вот мои ученики ведут себя, мягко говоря, плохо. Вы же знаете, какая сейчас молодежь. Я работаю учительницей в школе. Я очень люблю и прекрасно знаю свой предмет - русский язык и литература. Но кого в наше время это действительно интересует? Раньше в школе были совершенно другие порядки, и поэтому дети хорошо учились. У меня не было неуспевающих учеников. Теперь все по-другому. Дети думают о чем угодно, только не о том, чтобы во время выучить урок.
- А почему вы обратились ко мне? - спросил я.
- Дело в том, что я перестала понимать, что вообще вокруг происходит. Почему жизнь стала такой? Мои нервы уже не выдерживают. Постоянные конфликты в школе, а теперь и в семье: с мужем и дочерью. Ведь я им плохого не скажу. У меня большой профессиональный и жизненный опыт, а они не хотят теперь даже слушать меня. Чуть что, сразу обижаются и уходят. Они просто не хотят меня понять.
- А вы сами себя понимаете?
- Что вы этим хотите сказать?
- Ведь понять других можно, только поняв самого себя.
- Конечно. Я много читала и продолжаю самообразование по литературе, психологии, искусству...
- А зачем вы читаете?
- Как зачем? Чтобы знать больше. Чтобы разбираться в себе и других.
- И что же вам дали эти знания? Ваша жизнь, жизнь ваших близких и тех, кому вы преподаете, стала лучше от этого?
- Да, от меня они узнали много того, что не знали до этого.
- Но тогда в чем же ваша проблема, почему и зачем вы пришли ко мне?
- Я хочу узнать, почему то, что я из лучших побуждений советую другим, вызывает у них такое отторжение? Ведь это не должно быть...
- Но ведь это происходит. Значит, это есть. Может быть, вам стоит разобраться: в чем разница между знанием, которое у вас уже есть в большом количестве, и пониманием себя и других людей, которого у вас, очевидно, пока не так уж много.
- Разве это не одно и то же?
- Нет. Это очень разные вещи. Знание - это просто информация, которую вы можете собирать из разных источников, например из книг. Понимание - это знание, пропущенное через сердце. Для того чтобы много знать, достаточно иметь хорошо развитый интеллект и память. Для того чтобы понимать, необходимо чувствовать и любить себя и других. Понимание требует соединение ума и сердца. Для знания же достаточно одного ума.
* * *
Каждый слышит только то, что понимает.
Гете Я знаю, что ничего не знаю.
Сократ Полезно время от времени ставить знак вопроса на вещах, которые тебе давно представляются несомненными.
Рассел Не мало нужно знания, чтобы уметь скрыть перед другими свое незнание.
М. Эшенбах Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.
Конфуций Мужчина и две женщины Один шейх достиг высшего счастья, возможного на земле: у него было две жены. Переполненный счастьем