точно так же, как раньше, только наоборот. Если раньше они подчинялись требованиям, то теперь противодействуют им. Однако ситуация осталась прежней. Привязка к требованиям осталась. Поэтому единственный путь освобождения - это идти глубоко внутрь самого себя. Ощущать себя не как личину, не как часть чего-то навязанного, не как роль, которую вы играете в семье, организации, а как то, что вне любых ролей, как то, что находится в глубине самого себя.
- Но ведь человек, позволяющий себе быть самим собой, отвергается обществом как лишний, ненужный, противоречащий, мешающий?
- Очень часто происходит именно так.
- Так в этом счастье? Пусть он будет один, но он будет самим собой?
Общество в тебе, а ты в обществе - Если вы пытаетесь найти счастье в нормах, заданных обществом, исходящих не из истинных потребностей человека, а из какой-то абстрактной необходимости, то вряд ли вам это удастся. Максимум, что вы сможете достигнуть таким образом, это стать, так сказать, нормальной, приспособленной к обществу личностью. Многие психологи ставят именно эту задачу, то есть сделать человека адаптированным к обществу. Когда к ним приходит какой-то пациент, то они пытаются понять, в чем он выпадает из общества, и стараются вернуть его туда. Но само общество ненормально. И не может быть человек нормальным в ненормальном обществе. Это надо хорошо понимать. Если же вы действительно хотите вернуться к себе, а не просто приспособиться к обществу, то это совершенно другое. В общественной структуре вы должны действовать согласно тому, как оно этого требует. Иногда, весьма редко, общественные нормы могут соответствовать действительным потребностям человека, но чаще всего бывает наоборот.
- А возможно так, что ты сам с собой, но живешь в обществе?
- Я не призываю уходить от общества. Я призываю быть в обществе, но быть таким, какой ты есть.
- Но тогда оно само отвергнет тебя.
- Общество, какое оно есть сейчас, очень разнообразно. Какая-то часть общества будет отвергать тебя, но какая-то часть людей, строящих новое общество, основанное на истинных потребностях человека, нет. Но такое новое общество нужно создавать, оно не родится само по себе. Оно возникает как результат осознанного движения в каком-то новом направлении. Старое всегда входит в противоречие с новым. Когда вы начинаете осознавать себя, вы становитесь другим. И тогда вы входите в противоречие с той частью норм, морали и всего остального, которые тормозят понимание себя. Но это противоречие касается не конкретно вас с кем-то, а нового со старым. Вы хотите быть на стороне нового или старого? Вы хотите эволюционировать или деградировать?
Человек - очень интересное существо. Это единственное существо на земле, которое имеет возможность понимания и осознания самого себя. Например, животное не имеет такой возможности. Если оно родилось, допустим, кошкой, то кошкой оно и умирает. У него нет никакого выбора, оно не может быть другим. Человек же может стать другим. Ему в потенциале дана такая возможность. Если вы не прикладываете никаких усилий для того, чтобы реализовать в себе эту возможность, то будете деградировать. Есть закон энтропии: если ничего не трогать, то это разрушается. Так вот, если человек не прикладывает никаких усилий к саморазвитию и самопознанию, но при этом тешит себя мыслью, что он эволюционирует и развивается, то это просто иллюзия. На самом деле он деградирует.
Для развития нужны усилия. Усилия, направленные на преодоление старого в себе. Человек, который действительно хочет развивать самого себя, изучать самого себя, понимать самого себя, начинает эволюционировать и входит в противоречие со старым. И для того чтобы развитие продолжалось, ему нужно побеждать в себе старое, отжившее. Ведь то, что есть старого в обществе, есть и в каждом человеке. И когда вы говорите, что входите в противоречие с обществом, то на самом деле вы входите в противоречие с прежним образом самого себя. С той частью себя, которая поддерживает или разделяет мнение старого. Речь идет о самом себе, потому что все то, что мы называем обществом, и то, что мы называем какими-либо другими словами, все это есть в самом человеке. В его внутреннем мире.
Мир каждого из нас вмещает все. И когда вы говорите об обществе, то на самом деле вы говорите о частях себя, которые являются порождением этого общества. Когда вы говорите о душе, то говорите о какой-то части себя, выражающей что-то новое, прекрасное, к чему можно стремиться, нечто безграничное. И это все есть мы, каждый из нас, во внутреннем мире