но и размывает мысль -- делает ее многозначной. И эта многозначность -- еще одно препятствие, которое читателю нужно преодолеть, чтобы восстановить мысль. Например, автор пишет о высоком худом человеке: крупный мужчина весом около 90 килограмм, а читатель видит толстяка-коротышку.
В результате можно только удивляться, что при преобразовании представлений автора в представления читателя хоть что-то сохраняется. И понятна вся забавность моего желания вычитать Истину из эзотерических книг.
А вообще-то был смысл так много читать?
У. Конечно. Хотя в книгах есть не все, а то, что есть, непросто вычерпать, если знать как, взять из книг можно много. И ты немало эзотерических для тебя идей получил именно из книг.
Разговор 4-й О достоверности эзотерического знания
у. Учитель! Я понял, что эзотерические идеи должны осмыслять опыт. Но вот, например, идеи о тонких мирах. Какой мой опыт они осмысляют? Ведь тонкие миры не даны мне в ощущениях.
У. Отчего же? Отчасти -- даны. Ведь ты же ощущаешь свой внутренний мир.
у. Ты хочешь сказать, что мои психические переживания свидетельствуют о реальности тонких миров?
У. Не меньше, чем твое восприятие свидетельствует о реальности физического мира.
у. Но физический мир я вижу.
У. И точно так же ты видишь и некоторые тонкие вещи. Только свое тонкое видение ты называешь думанием, переживанием, хотением или как-то еще в том же роде.
у. То есть я, как герой Мольера, который не знал, что говорит прозой, не знаю, что вижу?.. Но физический мир я вижу таким же, каким его видят и другие люди. А тонкие миры каждый человек видит по-своему...
У. Прежде всего, и физический мир люди видят не совсем одинаково. То же и с видением тонкого.
у. Ты имеешь в виду, что в Москве я могу видеть Кремль и не могу -- Адмиралтейство, а в Ленинграде -- наоборот? И так же, думая о политике, человек видит не то же самое, что он видит, думая о спорте?
У. Именно. Но неодинаковость физического видения проявляется и в том, что одну и ту же вещь разные люди видят с разных сторон.
у. Причем и в прямом смысле, и в переносном -- один замечает то, что ускользает от внимания другого, и наоборот. Пожалуй, то же и с тонким видением. И о политике, и о спорте можно думать по-разному.
Но тогда понятно, что наряду с различиями в тех тонких вещах, которые видят разные люди, есть и немало сходства. Когда человек думает или хочет то же, что думают или хотят другие люди, он видит те же реалии тонких миров. А так бывает часто: мысли, чувства, желания у разных людей во многом одинаковы. У всех примерно одни и те же представления о мире; у многих -- сходные желания, например здоровья или денег. Сходство увеличивается, когда люди заражены общим чувством.
Но почему различия между образами психического восприятия гораздо сильнее различий между образами обычного восприятия?
У. Во-первых, сами тонкие вещи и более разнообразны, и более изменчивы.
Во-вторых, способность к тонкому видению у обычного человека развита слабо. Он не совсем слеп, но видит мало и неотчетливо. И по сути, только тени вещей.
у. Это то, о чем говорил Платон?
У. И не только он.
у. Я читал, кажется, у Успенского, что человек видит так же, как видит 3-мерный мир существо, живущее в 2-мерном (или даже 1-мерном) мире, -- только проекции объемных вещей на плоскость (или линию).
Но, как я понял, развиваясь, тонкое видение становится более рельефным, а образы одних и тех же тонких реалий у разных наблюдателей -- более похожими?
У. Именно так.
у. Но по сути тонкое восприятие не отличается от обычного восприятия?
У. По сути не отличается. Но когда речь заходит о доказательствах реальности физического мира, про неодинаковость восприятия забывают -- все видят мир одним и тем же. И точно так же люди не замечают похожести образов тонкого видения, когда хотят подчеркнуть единственность и неповторимость своего внутреннего мира.
у. Но, Учитель, как убедиться, что то, что я вижу, есть на самом деле, а не просто мне кажется?
У. Это зависит от того, какие доказательства смогут тебя убедить.
Например, сходство образов тонкого видения у разных людей. Ведь с точки зрения логики это сильный аргумент в пользу реальности тонких миров.
Но тебе этого недостаточно. Потому что и в реальности физического мира тебя убеждают не логические доказательства.
у. Не они. Еще солипсисты показали невозможность таких доказательств.
Но, может быть, доказательством могла бы стать объективная регистрация тонких вещей?..
У. Ты хочешь сказать, что