Александр Логинов

Апостол Павел и учение о перевоплощении

на котором основывается представление о Втором пришествии как о глобальной катастрофе, является Откровение Иоанна. В его 21-й главе красочно описывается Страшный суд, заканчивающийся осуждением воскресших грешников на вечные муки. Однако апостол Иоанн не является автором апокалипсиса, и авторитет этого текста отвергался многими христианами в течение нескольких веков. Евсевий Кесарийский (IV век) в своей Церковной истории писал об Откровении так: К подложным относятся: ...я бы сказал, пожалуй, Иоаннов Апокалипсис, который одни отвергают, другие относят к признанным книгам (III, 25, 4). Только в 412 году Откровение Иоанна было окончательно включено в Новый Завет. Кстати, этот текст также свидетельствует о перевоплощении: Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон (3:12). Описания Второго пришествия в Новом Завете есть такая же компиляция из различных речений Иисуса, как и знаменитая Нагорная проповедь (см. Евангелие от Фомы, а также противоречия между Мф 5:1-2 и Лк 6:17, 20). Предсказания о разрушении храма и гонений на христиан объединены с цитатами из Ветхого Завета и даже комментарием переписчика (см. Мф 24:15). Однако если не рассматривать речения, которые сообщают о грядущих бедствиях для жителей Палестины, то оказывается, что Сын Человеческий обещает прийти к каждому в его особый срок: Двое будут в поле, один берется, другой оставляется (Мф 24:40) . Отсюда единственный вывод: Второе пришествие или день Господень есть смерть, когда для человека прекращается этот мир, и он встречает Бога Свет, лицом к лицу. В Символе Веры говорится об ожидании Христа паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Если понимать под славой известность, то получается нечто маловразумительное. Но греческое слово, переведенное здесь как слава, переводится и как сияние (См. 2 Кор 3:7). Тогда верующие исповедуют будущее пришествие Христа как Света, перед Которым предстанут мертвые и живые. Но такой суд происходит уже сейчас. О рассмотрении итогов земной жизни умершего человека потусторонним Светом свидетельствуют люди, пережившие клиническую смерть (см. работы Р. Моуди и др.). Уже сейчас судятся и живые об этом свидетельствует Евангелие от Иоанна: Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден (3:18). Христос придет не когда-нибудь в будущем, Он приходит уже сейчас. Его Второе пришествие - посмертная встреча души с вечным Светом. Такое понимание спасения описано, например, в раннехристианском (II век н. э.) тексте Поучение Силуана : Свет, который в тебе, зажги и не гаси его! Покойников, которые умерли, воскреси. Ибо они жили и умерли из-за тебя. Дай им жизнь, и они снова будут жить. Ибо древо жизни Христос (Библиотека Наг-Хаммади, VII, 106, 15-20). Проявленный дух искупает всю череду образованных им в прошлых жизнях образов . Возможно, что спасение всех ранее живших образов подразумевал апостол Павел в своем загадочном высказывании: Что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? . (1 Кор 15:29). Очевидно, что апостол говорит не о выкрещивании из ада умерших родственников и друзей. Кроме того, воскресение происходит уже во времена Павла: он доказывает, что мертвые воскресают, а не воскреснут когда-то в будущем. Тогда под мертвыми, на потусторонней судьбе которых отражается крещение, необходимо понимать те образы , которые родились при прошлых воплощениях духа. О том, что душа и дух разделены в своей посмертной участи, говорит Ефрем Сирин (IV век н. э.): И поелику правда Его была там, то там же воздвиг и милосердие креста Его, дабы руки свои распространить (оттуда) ко всем частям и взять и обнять души и духи всей вселенной. (Святой Ефрем Сирин. Творения. Том 8. С. 387). Предположить, что здесь под духами подразумеваются внетелесные сущности, значит, утверждать, что Ефрем Сирин проповедует спасение демонов, ведь духи ангелы Божии и так со Всевышним. Исаак Сирин (VII век) о спасение душ через обожение духа: О Солнце правды, благодаря Которому праведные увидели самих себя и сделались зеркалом для своих поколений, открой во мне дверь познания Тебя.

Очевидно, что слово поколение в оригинале означает также род и рождение. Тогда увидели самих себя душа познает собственный дух, который есть частица Бога, и в котором хранятся - отражаются прошлые рождения. Истолковать духовные достижения праведников как отражение поколений остальных людей, живших одновременно с ними, бессмысленно. (Новооткрытые тексты. // Альфа и Омега. 3, 97 С. 70).

УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ КЛИМЕНТА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО