перевоплощения приводится фрагмент Послания к Ефесянам: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания... (4:4). Однако здесь речь идет не о человеке, а о Церкви - объединении верующих (см. также 1 Кор 3:9, 12:12-26), внутри которой нужно сохранять единство духа и не затевать раздоров: снисходить друг другу... (4:1-6). Для доказательства отрицания Павлом перевоплощения также цитируется Послание к Евреям: ...Человекам положено однажды умереть, а потом суд... (9:27). Но, во-первых, Послание к Евреям написано не апостолом - это доказано специалистами и так считали даже в Римской церкви в первые века христианства. Во-вторых, в том же послании есть высказывание в пользу предсуществования души (а предсуществование, на самом деле, есть вариант перевоплощения).
Все сии... (ветхозаветные персонажи - А. Л.) говорили себе, что они странники и пришельцы на земле... что они ищут отечества. ...Они стремились к лучшему, то есть небесному... (11:13). Согласно автору послания, человек возник на небесах до своего телесного рождения в этом мире, и поэтому стремится обратно к Богу. Кроме того, в том же послании сказано: ...Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они (ветхозаветные персонажи - А. Л.) не без нас достигли совершенства (11:40).
Этот фрагмент также можно трактовать в пользу перевоплощения. Из него следует, что ветхозаветные герои не достигли совершенства при первой земной жизни, но при поддержке христиан они получат возможность ее достичь, снова приложив свои усилия. Такое возможно, если попаданию на небеса предшествует новая жизнь в этом мире. (Говоря о перевоплощении персонажей Ветхого Завета, можно вспомнить свидетельство Христа, что Иоанн Креститель есть Илия). Наконец, как несовместимый с перевоплощением ортодоксальные апологеты оценивают фрагмент Первого послания к Коринфянам: Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (15:52). Он, однако, является поздней вставкой, полностью противоречащей предыдущему и последующему стихам послания. (Например, во вставке сказано, что изменятся только мы - дожившие до Второго пришествия, а не все, как у Павла. Это не единственный случай поправки посланий, см., например, противоречия между 15:5 и 15:7 в 1 Кор). Эта вставка сделана как раз для того, чтобы скрыть явное указание Павла на перевоплощение: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор 15:51, 53). Если понимать не все мы умрем буквально, то апостол обманул: физической смерти не избежали все поколения христиан. Если же под смертью понимать новое воплощение в тело смерти, тогда мысль апостола понятна: не все христиане вновь родятся в мире и устранятся от Бога. Однако все люди: и духовно совершенные, и земные, после смерти изменятся - получат новый образ. Святые, вышедшие из череды перевоплощений и вошедшие в Царство Бога, будут, очевидно, как ангелы на Небесах . Главная причина, по которой церковные христиане отвергают идею перевоплощения - ее кажущееся противоречие с учением о Втором пришествии, во время которого произойдет воскресение мертвых. Церковные христиане верят, что в будущем все мертвые восстанут на Страшный суд в тех же телах, в которых умерли. Такое понимание воскресение оказывается полностью несовместимым с учением о перевоплощении души в новое тело после смерти.
Однако буквальное понимание Второго пришествия - как некоего глобального изменения, которое произойдет в будущем, весьма сомнительно. Апостолы ждали Второго пришествия Христа еще при их жизни, см. 1 Кор 7:29, 1 Птр 4:17, 1 Ин 2:18 и т. д. При этом они ссылались на Его слова. Если считать Второе пришествие глобальным изменением физического мира, то в I веке оно не состоялось. Неужели апостолы обманывали или ошибались? Сам Христос учил, что воскресение - достижение нового, совершенного уровня инобытия, которое происходит в настоящий момент.
...Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят. И умереть уже не могут, ибо они равны ангелам... (Лк 20:34-36). Слово сподобившиеся показывает, что какая-то часть людей уже смогла достичь воскресения, и это произошло разновременно. Евангелие от Марка в переводе академика С. С. Аверинцева: Ведь когда люди воскреснут из мертвых, они не женятся и не выходят замуж, но пребывают как ангелы на небесах (12:25). (В синодальном переводе допущено, очевидно специально, искажение - воскресение описывается в будущем времени: но