десять, а также пять категорий,
Последние три — трех видов.
Неомраченные категории чувственного, интеллекта, невозникшего
Не отбрасывается прозрением.
41. Орган зрения и часть категории объективно —
нечувственного — воззрения.
Последняя — восьми видов.
Пять видов сознания и мысль, рожденная в связи с ним,
Не являются воззрением, будучи недостоверным актом мышления.
42. Видимое видится лазом по причине однородности.
Им, а не сознанием однородности,
Потому, когда налицо препятствие,
То видимое не видится.
43. Орган зрения видит двумя для ясности увидения.
Органы зрения, интеллекта и слуха
Не встречаются с объектом,
А три других встречаются.
44. Орган обоняния и прочие три
Стремятся к схватыванию равного объекта.
У последнего опора прошедшая,
Пять же возникает вместе.
45. Через изменение органов, вследствие изменчивости их,
Опора — в органе зрения и прочих.
Поэтому, а также вследствие специфичности
По ним указывается сознание.
46.Орган зрения — не ниже тела,
Объект зрения — не ниже органа зрения.
Сознание и его объект, а также и тело —
Это пара во всех ступенях.
47. Так же и орган слуха.
Три следующие — все своей ступени.
Сознание осязаемого — ниже и своей ступени.
Интеллект не установлен.
48. Пять внешних осознаются двумя.
Необусловленный элемент — неизменный.
Половина элементов и двенадцать внутренних
Именуются решающими факторами.
ГЛАВА 2. ДХАРМА
1. Пять по отношению к четырем предметам —
Решающие факторы. Четыре — по отношению к двум.
Пять и восемь — они
По отношению к омрачению и очищению.
2. Так как господствуют по отношению к условиям
для возникновения чего-либо,
По отношению к своему собственному объекту и всем объектам,
то таких факторов-органов шесть.
Господствующие факторы М. и Ж. выделяют из телесности,
Потому что они таковые по отношению к мужественности и женственности.
3. Фактор жизненности выражается в единомыслии,
Он господствует по отношению к омрачению и очищению.
Жизненность, ощущения, а также вера и прочие —
Так сказано о двух пятерках.
4. Вследствие господствования при получении
Движения вперед и вперед и нирваны
Познания непознанного, познания всего, а также
Обладания всезнанием — высшие господствующие факторы.
5. Опоры сознания, из различие,
Длительность, омраченность, накопление
И очищение, сколько бы их не было,
Все они — господствующие факторы.
6. Опять же, опора силы, создающей неминуемость
потока причин и следствий,
Возникновения, длительности, общения —
Таких факторов 14.
Их антитеза — иные факторы.
7. Телесное ощущение, которое неприятно,
Есть фактор, создающий страдание.
Приятное ощущение благоприятно. Мысли третьей ступени
созерцания — фактор, создающий благоприятное.
8. В другом случае — это чувство удовлетворения.
Неприятности мысли — это чувство неудовлетворения.
Чувство же безразличия — среднее, потому что нет конструктивности мысли
Как у обоих первых.
9. На путях прозрения, созерцания и архата — девять
И три. Эти три — чистые.
Чувственное, жизненность и неприятное —
Оскверненные. Девять — двух видов.
10. Жизненность — последствие кармы. Двенадцать — двух видов.
Восемь последних и чувство неудовлетворения исключая.
Оно одно