Автор неизвестен

Абхидхармакоша

десять, а также пять категорий,

Последние три — трех видов.

Неомраченные категории чувственного, интеллекта, невозникшего

Не отбрасывается прозрением.

41. Орган зрения и часть категории объективно —

нечувственного — воззрения.

Последняя — восьми видов.

Пять видов сознания и мысль, рожденная в связи с ним,

Не являются воззрением, будучи недостоверным актом мышления.

42. Видимое видится лазом по причине однородности.

Им, а не сознанием однородности,

Потому, когда налицо препятствие,

То видимое не видится.

43. Орган зрения видит двумя для ясности увидения.

Органы зрения, интеллекта и слуха

Не встречаются с объектом,

А три других встречаются.

44. Орган обоняния и прочие три

Стремятся к схватыванию равного объекта.

У последнего опора прошедшая,

Пять же возникает вместе.

45. Через изменение органов, вследствие изменчивости их,

Опора — в органе зрения и прочих.

Поэтому, а также вследствие специфичности

По ним указывается сознание.

46.Орган зрения — не ниже тела,

Объект зрения — не ниже органа зрения.

Сознание и его объект, а также и тело —

Это пара во всех ступенях.

47. Так же и орган слуха.

Три следующие — все своей ступени.

Сознание осязаемого — ниже и своей ступени.

Интеллект не установлен.

48. Пять внешних осознаются двумя.

Необусловленный элемент — неизменный.

Половина элементов и двенадцать внутренних

Именуются решающими факторами.

ГЛАВА 2. ДХАРМА

1. Пять по отношению к четырем предметам —

Решающие факторы. Четыре — по отношению к двум.

Пять и восемь — они

По отношению к омрачению и очищению.

2. Так как господствуют по отношению к условиям

для возникновения чего-либо,

По отношению к своему собственному объекту и всем объектам,

то таких факторов-органов шесть.

Господствующие факторы М. и Ж. выделяют из телесности,

Потому что они таковые по отношению к мужественности и женственности.

3. Фактор жизненности выражается в единомыслии,

Он господствует по отношению к омрачению и очищению.

Жизненность, ощущения, а также вера и прочие —

Так сказано о двух пятерках.

4. Вследствие господствования при получении

Движения вперед и вперед и нирваны

Познания непознанного, познания всего, а также

Обладания всезнанием — высшие господствующие факторы.

5. Опоры сознания, из различие,

Длительность, омраченность, накопление

И очищение, сколько бы их не было,

Все они — господствующие факторы.

6. Опять же, опора силы, создающей неминуемость

потока причин и следствий,

Возникновения, длительности, общения —

Таких факторов 14.

Их антитеза — иные факторы.

7. Телесное ощущение, которое неприятно,

Есть фактор, создающий страдание.

Приятное ощущение благоприятно. Мысли третьей ступени

созерцания — фактор, создающий благоприятное.

8. В другом случае — это чувство удовлетворения.

Неприятности мысли — это чувство неудовлетворения.

Чувство же безразличия — среднее, потому что нет конструктивности мысли

Как у обоих первых.

9. На путях прозрения, созерцания и архата — девять

И три. Эти три — чистые.

Чувственное, жизненность и неприятное —

Оскверненные. Девять — двух видов.

10. Жизненность — последствие кармы. Двенадцать — двух видов.

Восемь последних и чувство неудовлетворения исключая.

Оно одно