миру Я хороший является доминирующим в метаязыке. Преувеличенное эго так и выступает из фраз, подобных По моему скромному мнению, являющихся любимыми выражениями эгоистов преклонного возраста, в то время как более молодые предпочитают что-то вроде Если вы спросите у меня, чтобы подчеркнуть собственную значимость тогда, когда никто их мнением не интересуется. Другими вариантами приведенных фраз могут быть Это слишком смело с моей стороны, но я не согласен или Возможно, это не мое дело, но.... Такие предложения обычно предваряют некую глубокую мысль, которой говорящий собирается осчастливить слушателя.
В деловом мире многие первые лица компаний пытаются скрыть, замаскировать чувство собственной значимости. Однако их эго часто выражается в том, что они начинают говорить о себе, как об особе королевской крови - в третьем лице. Приведем пример подобного преувеличенного эго. Давайте представим себе руководителя крупного отдела. Назовем его Боб Браун. И вот на совещании он заявляет: Боб Браун здесь, чтобы работать для фирмы, и двери открыты для всех. На самом-то деле он хочет сказать: Я здесь, чтобы вы ценили меня, восхищались мной, чтили меня и поклонялись мне.
Люди с таким преувеличенным эго находят различные способы подчеркнуть собственную значимость даже тогда, когда они не участвуют в каком-то проекте. Если такого эгоманьяка просят пожертвовать деньги на помощь голодающим третьего мира, он сообщит сборщику средств, что он сделает то, что в его силах, другим способом, что в принципе звучит довольно впечатляюще. А когда кто-то начинает выяснять, что же он сделал, то оказывается, что по пути в Швейцарию на отдых он на несколько дней заехал в Индию, был поражен бедностью и нищетой и рекомендовал всем своим друзьям сделать пожертвования в фонд поддержки стран третьего мира. На самом деле в переводе с метаязыка эго сообщение расшифровывается следующим образом: Я лучше вас, умнее, богаче и более динамичен. (Подобный человек может закончить свою речь так: Ну что мы все обо мне да обо мне, давайте о вас поговорим. Что вы думаете о моем новом Мерседесе?)
Заинтересованность и убеждение.
Существует ряд выражений, предназначенных для поддержания затянувшейся, вялой беседы. Их больше всего любят те, кто чувствует себя неуверенно, думает, что его слова не интересны окружающим, или, наоборот, излишне говорливые люди. Вы слышали о... - это типичный пример такого клише, используемого неважными собеседниками. Подобная фраза требует соответствующего клише в ответ - то есть нет. В такой ситуации ни в коем случае не следует признаваться, что вы знаете анекдот или шутку, и приготовиться искренне смеяться. Шутки, которые рассказывают без такого предисловия, воспринимаются более критически, чем после этих слов. Профессиональные юмористы никогда не используют подобных предисловий. Что напомнило мне следующий случай... - вот фраза, используемая профессиональными ораторами.
И вы знаете, что он мне сказал? - скучное повторяющееся клише, используемое для вовлечения собеседника в разговор, когда тот явно начинает скучать. Такая фраза требует ответа: Нет, а что? Таким образом, разговор продолжается. Выражение И представьте себе, что случилось дальше... имеет такое же действие. В следующий раз, когда вы услышите нечто подобное, попробуйте ответить: Нет, и мне не интересно, и посмотрите на их реакцию. Количество людей, которые не обратят на эти слова никакого внимания и будут продолжать рассказывать, превзойдет все ваши ожидания.
Существует ряд фраз, направленных на получение согласия собеседника с точкой зрения говорящего и проникновения в мысли и убеждения собеседника. Выражение Что вы думаете о... обычно сопровождается личным мнением говорящего о предмете. Когда отставной чиновник спрашивает вас: А что вы думаете о новом налоге на пенсии?, вы однозначно понимаете: он хочет сказать, что он против. Идеальным ответом для него был бы: Какой интересный вопрос. А что вы сами думаете по этому поводу? Если вы скажете именно так, то избежите возможного конфликта и вызовете симпатию собеседника.
Две фразы, которые отталкивают даже самого позитивно настроенного собеседника, это Почему бы нам не... и А что, если нам..., сопровождаемые позитивным предложением. Фраза Почему бы нам не пойти на пляж? мобилизует все умственные способности слушателя на поиски причин для отказа, в то время как скажи вы Пошли на пляж!, он наверняка бы согласился. Предложение Почему бы нам не устроить выходной, босс? скорее всего натолкнется на отказ. Формулировка Почему бы нет! является